Национальная ассоциация управления проектами с 1990 года
Национальная ассоциация управления проектами с 1990 года
Заполнить заявку на приобретение журнала

Ваше сообщение успешно отправлено

Мы свяжемся с Вами в ближайшее время
Социальные сети:
Путеводитель по услугам Ассоциации

Живем в настоящем - формируем будущее. Проектное управление в образовательной организации

21.03.2019
Автор: Ольга Сиверченко

​Когда мы слышим такие выражения, как Big Data, Machine Learning, MOOC, форсайт образования - мы понимаем, что изменения, которые затронули все общественную структуру, вошли в систему образования на полном ходу.

 

Сегодня каждая образовательная организация, являясь сложной, комплексной системой, планирует свою работу сразу по многим направлениям. Вопросы планирования касаются не только самого образовательного процесса, но и управления педагогическими кадрами и их развитием, материально-технического оснащения и управления финансами. Как управлять сложными системами и получать высокие результаты? Нужно ли директору современной школы менять технологии управления? Международные практики управления отвечают - на основе проектного менеджмента: управление проектами, портфелями проектов, проектный офис. А каких основных результатов сможет достичь школа, применяя управление проектами на практике?

 

Тема проектного управления все чаще становится предметом управленческих дискуссий московских директоров на разных площадках, в том числе на базе Московского центра развития кадрового потенциала работников образования. И это неудивительно, ведь управление современной московской школой предполагает использование новейших инструментов управления - комплексные системы мониторинга и анализа данных, такие как ОЭЖД, аттестационная справка директора онлайн, ЕКИС, система видеонаблюдения, облачная бухгалтерия и электронные системы для осуществления закупок. Все они дают возможность руководителю управлять на основе данных, а не опираясь на интуицию или опыт. Учитывая лучшие управленческие практики мира, московские школы активно используют «проектные офисы», реализующие и управляющие одновременно несколькими проектами для достижения максимальных преимуществ от участия в них. Однако без технологий даже самые мощные инструменты остаются бесполезными, ведь, если использовать мобильный телефон как молоток, он вряд ли справится с задачей лучше привычного инструмента. Сочетая современные инструменты и технологии, можно решать комплексные задачи образования, отвечая вызовам мегаполиса.

 

Понимая, как изменилась исходная ситуация в управлении школой, мы начали активно внедрять проектные технологии. В результате мы получили «дорожную карту» развития образовательной организации, которая вписывается в логику и стратегию московского образования. Создав «дорожную карту» проекта, получаем тактику деятельности образовательной организации, для того чтобы ее развитие было не стихийным, а продуманным, с опорой на несколько принципов, которые вписываются в модель проектного управления:

 

- оперативный мониторинг образовательного процесса на основе Big Data;

- принятие мотивированных решений на основе ключевых показателей (KPI);

- формирование комплексных цифровых пакетов для каждого проекта.

 

Внедрение проектного управления позволяет эффективно решать управленческие задачи, достигая запланированных результатов. Чтобы правильно внедрить его в деятельность образовательной организации, руководителю необходимо задать себе вопросы:

 

- «Зачем?» - для чего необходимо внедрять тот или иной проект, есть ли для этого условия, кто будет принимать участие в разработке и внедрении проекта;

- «Что нового привнесет проект?» - что принципиально изменится в деятельности образовательной организации после запуска проекта. Будет ли использоваться новое оборудование, пройдут ли педагоги повышение квалификации по какой-то специфической области, смогут ли они работать с особенными детьми.

 

При этом важно избежать ошибок, которые возникают при первом опыте проектной деятельности:

 

- запуск проекта здесь и сразу - без подготовительного плана, составления «дорожной карты», без создания рабочей группы;

- оттягивание времени запуска проекта;

- забыли об основных участниках проекта - для кого он наиболее важен.

 

Такая технология позволит любой управленческой команде максимально эффективно создать условия для достижения качественных результатов учениками и учителями, не оставит возможности участникам образовательного процесса не достигать никаких результатов.

 

Сегодня каждая московская школа участвует или стремится к участию в одном или нескольких городских проектах, которые помогают реализовать самые современные образовательные практики. Инженерный, медицинский, кадетский, академический, курчатовский классы, Московская электронная школа - всего и не перечислить. Наша школа реализует несколько проектов: инженерный, медицинский и академический класс. Важно понимать, что правильное их сочетание позволяет получить синергетический эффект, когда 1+1=3! Достигая запланированных результатов по каждому из проектов, мы их не суммируем, а приумножаем. И это путь роста и укрепления школы, доступный каждому педагогическому коллективу.

 

Для управления портфелем проектов очень важно иметь сильную управленческую команду. Однако руководителям необходимо помнить, что сегодня иерар­хические структуры управления организациями изжили себя. И команда управления проектами формируется не из заместителей руководителя, а из педагогов, непосредственно участвующих в их реализации. Формирование внутренней ответственности за результат - это важный этап становления нового типа педагогических коллективов, одна из важнейших задач руководителя школы.

 

Приступая к работе над проектами в школе, необходимо тщательно проработать необходимую проектную документацию и внутренние локальные нормативные акты, регламентирующие основные положения реализации проекта в конкретной образовательной организации. Для реализации основных городских проектов важным подспорьем в планировании становятся такие сайты, как profil.mos.ru, mcko.ru, mos.olimpiada.ru. Планы проектов позволяют прочертить траекторию движения к цели. В результате каждый участник проекта знает, когда и что сделать, появятся ясность, собранность, предсказуемость, понимание цели.

 

Создавая проектный офис в школе, важно сделать его центром аккумулирования всей информации по его выполнению. Для каждого директора огромным подспорьем станут информационные системы, где большая часть информации уже представлена центральными городскими учреждениями.

 

Важной вехой проектного управления становится накопление опыта и ведение ресурсного учета. Каждый проект предполагает ресурсные ограничения, поэтому очень важно максимально эффективно использовать возможности школы и города для обеспечения качественного образования каждому ребенку. Сегодня город - это открытая образовательная площадка, которая позволяет получать как практические профессиональные навыки, так и глубокие теоретические знания в ведущих вузах страны, находясь еще на школьной скамье.

 

Успешная реализация проектов открывает новые возможности перед каждой школой: сложение сил вдоль одной прямой всегда дает больший результат.

 

Ольга СИВЕРЧЕНКО,

заместитель директора школы №641 имени С.Есенина