Пионеры движения
Первопроходцем проектного управления в Атомэнергомаше считается ОКБМ Африкантов. Именно поэтому в нашем материале мы такое большое внимание решили уделить ценному опыту нижегородских коллег в этой сфере.
Проектный подход на предприятии начал применяться еще в первые годы его деятельности. Любой контракт в ОКБМ – это проект, а значит, есть руководитель проекта и проектная команда. В начале 2000-х годов руководством было принято решение сделать процесс более формализованным, стали появляться нормативные документы. В этот же период шло сотрудничество с американцами, которые выставляли определенные требования к оформлению проектных документов. Постепенно ОКБМ пришло к тому, что нужно развивать все направления проектного управления.
Ближе к 2017 году стало понятно, что в области проектного управления не хватает некоторой системности. В ОКБМ был запущен организационный проект, связанный с оптимизацией отдельных процессов в проектном управлении и доведением их и всей системы проектного управления до уровня требований международных стандартов. В организации сейчас три основные точки приложения усилий: персонал, нормативная база и информационные системы.
Информационная система в области проектного управления – это постоянно развивающийся организм, поскольку сотрудники организации на регулярной основе предлагают, какие процессы можно было бы оптимизировать, что можно было бы в нормативной базе изменить в лучшую сторону. Ценность системы состоит и в том, что существует ее плотная информационная связь с системой управления документооборотом, системой управления производством, системой финансового планирования, регламентированного учета и отчетности. То есть она вплетена в единое информационное пространство организации. Активно ведется работа над ее интеграцией в единое пространство дивизиона.
Плюсы проектно-ориентированного подхода
Одной из стратегических задач как Атомэнергомаша, так и всего Росатома является выход на международный рынок и укрепление своих позиций на нем. Необходимо соответствовать условиям этого рынка.
Сертифицированные профессионалы – лидеры в сфере проектного менеджмента, способные профессионально управлять проектами для достижения поставленных целей и нести ответственность за действия участников проекта и его результат. Обучение стандарту не дает каких-то особых знаний – оно скорее вносит системность в восприятие проектного управления. При сертификации происходит независимая оценка того, насколько реальные навыки специалиста соответствуют международным требованиям.
Сертификация позволяет официально подтвердить компетентность сотрудника, создает дополнительную ценность, а также перспективы для его карьерного роста.
Для компании сертификация также является несомненным плюсом. Если она сертифицирована на определенный уровень по международным требованиям, например модели IPMA Delta, то заказчик будет понимать, что сможет разговаривать с ней на одном языке уже на предконтактной стадии. Будет проще заключить договор, ведь заказчик изначально будет настроен на сотрудничество с организацией, которая применяет проектно-ориентированный подход.
Каждому по сертификату
В области проектного управления существует много стандартов. Есть два ключевых – американский PMI и европейский IPMA. Какой же стандарт выбрать для применения и сертификации? После проведенного анализа выбор пал на IPMA. Во-первых, у него есть российская локализация – СОВНЕТ, ассоциация, которая является национальным российским членом Международной ассоциации управления проектами – IPMA. Во-вторых, этот стандарт более универсальный. Он не только оценивает компетенции работников, но и позволяет оценить уровень зрелости компании в целом.
Как сертифицируют сотрудников? Для начала нужно пройти обучение, которое длится пять дней. Затем экзамены, которые в зависимости от уровня, на который сертифицируется сотрудник, занимают от одного до трех дней. Но нужно понимать, что за пять дней проектному управлению не обучиться, поэтому люди, которые планируют получить сертификат, начинают готовиться к этому заранее.
Экзамен принимают сертифицированные асессоры СОВНЕТ. По его результатам человек получает два документа – о том, что он успешно прошел обучение, и международный сертификат на двух языках с указанием уровня, на который он сертифицирован. Сертификат действует пять лет.
Говоря языком стандарта, уровень А – это профессионал, управляющий портфелем. Чаще всего применим к руководителю компании. Уровень В – это профессионал уровня управления программами, то есть несколькими проектами, объединенными одной целью. Уровень С – это непосредственно руководитель проекта, его голова. Уровень D – это специалист, который обладает обширными знаниями, но, как правило, имеет в какой-то области наибольшую компетенцию.
Что в планах?
Атомэнергомаш в этом году планирует пройти сертификацию по модели IPMA Delta, чтобы подтвердить компетенцию организации в управлении проектами на международном уровне. Сертификация компании запланирована на сентябрь-октябрь текущего года. В начале года – предсертификационный аудит, который позволит понять, насколько Атомэнергомаш соответствует стандартам проектного управления. Затем в течение нескольких месяцев предстоит работа с консультантами. Они помогут обратить внимание на наши ошибки, подсказать, как их исправить.
Обучение и сертификация всех сотрудников компании не обязательны, но крайне желательно, чтобы специалисты, участвующие в основных процессах управления, могли общаться на одном «проектном» языке. Ведь если обучить несколько человек, то даже внутри компании будут проблемы с пониманием и эффективностью. Потом придут асессоры, которые обязаны задавать вопросы в соответствии со стандартами. На пальцах каждый человек сможет им дать ответ, но если это будет не язык стандарта, то для компании это станет минусом при сертификации. Поэтому обучение и сертификация сотрудников будут продолжаться.
У ОКБМ Африкантов в планах, помимо увеличения числа сотрудников, прошедших официальное обучение и сертифицированных по стандарту IPMA, стоит задача привести нормативную базу в более совершенный, гармонизированный вид. Процессы меняются быстрее, чем стандарты организации успевают корректироваться. В частности, надо актуализировать порядок по проектному управлению, который был выпущен в 2015 году.
Одной из важнейших задач в области проектного управления является создание системы постоянной самооценки уровня проектной зрелости. Она предполагает, что компания с определенной периодичностью, например раз в квартал или полгода, станет оценивать себя своими силами, создав внутреннюю команду асессоров, которые будут проверять проектное управление в организации на соответствие международным критериям. Это позволит постоянно совершенствовать процессы проектного управления и выйти в конце 2020 – начале 2021 года на официальную сертификацию по модели IPMA Delta.
Максим Тюкавкин, директор департамента по управлению проектами, АО «Атомэнергомаш»:
Раньше система управления находилась в рамках поручений, заданий. Но в компании в последнее время появляются сложные, длительные, дорогостоящие проекты, соответственно, и управлять ими надо по-другому. Кроме того, сам заказчик создает у себя не только большие проектные офисы, но и целые проектные компании для реализации одного крупного проекта. Надо соответствовать. В рамках взаимодействия все направлено на успешное и своевременное выполнение проекта, получение нужного результата. В стандартах четко определено, как надо управлять временем, ресурсами, рисками, что такое экономическая эффективность проекта, какие коммуникации возникают между людьми, вовлеченными в исполнение проектов.
Вовлечены в процесс все. Даже Андрей Никипелов, генеральный директор АЭМ, получил сертификат категории А. Так что у нас не просто идет полномасштабное обучение, но и подтверждение того, что Атомэнергомаш уже обладает необходимыми знаниями в данной области. В конечном итоге мы хотим стать компанией, которая на любом рынке мира соответствует самым требовательным условиям в рамках управления проектами.
Андрей Рябов, директор проекта АО «Атомэнергомаш», блок первого заместителя генерального директора по операционной деятельности:
Лет пять назад Атомэнергомаш был большой управляющей и контролирующей компанией, которая обеспечивала выполнение финансово-экономических показателей дочерних обществ. За эти годы портфель заказов кратно вырос, компания стала комплектным поставщиком как оборудования ядерного острова, так и оборудования турбинного острова. Появилась необходимость систематизации.
В 2018 году появился проект «Ханхикиви», который учитывает требования финского регулятора, неофициально признанного самым строгим в мире. Возникло прямое требование иностранного заказчика – внедрить у себя систему управления проектом. Можно сказать, что именно проект «Ханхикиви» стал одним из драйверов начала деятельности по внедрению корпоративной системы управления проектами. На сегодняшний день у нас есть стандарты по основным функциональным областям управления проектами. Идет обучение людей. В конце 2019 года мы заключили договор с сертифицирующим органом СОВНЕТ.
Сертификация по IPMA Delta позволит оценить зрелость организации с точки зрения проектного управления. Пока мы на этапе становления системы. И стандарты применяем на ограниченном перечне проектов. Когда система выстроится, заработает в полную силу, начнет помогать не только руководителям проектов, но и руководству организации, и членам команд, и субпоставщикам, мы масштабируем ее на всю деятельность организации.
Сергей Брыкалов, начальник департамента стратегического развития и развития производственной системы, ОКБМ Африкантов:
Понимая, что нужно повышать качество управления проектами, мы, сформировав эффективную команду в организации, начали реализовывать комплексные мероприятия по внедрению системы на основе международного стандарта IPMA. Конечно, при разработке и внедрении мероприятий был использован весь имеющийся опыт, накопленный при успешной реализации как международных, так и российских контрактов.
Само же обучение и сертификацию специалистов мы начали осуществлять с 2017 года. В первый год обучение прошли 57 человек. Но мы продолжаем обучать и сертифицировать специалистов, параллельно занимаясь совершенствованием нормативной базы и информационной среды. За последние три года у нас сертифицировано 88 человек, 2 – на В, 9 – на С, 77 – на D. Это хорошая цифра, потому что вклад наших цифр в общие цифры по обучению и сертификации в дивизионе – порядка 70–80%. Это очень важно для нашего предприятия, поскольку единое движение совместно с управляющей компанией по развитию системы проектного управления позволит реализовать масштабные задачи по различным проектам, стоящие перед нашим дивизионом и организациями. Для нас эффективное внедрение проектного управления позволяет, во-первых, обеспечить договорные сроки и снизить себестоимость нашей продукции, повысить рентабельность наших проектов, во-вторых, повысить клиентоцентричность и эффективность взаимодействия для наших заказчиков и партнеров.
Илья Нетронин, заместитель генерального директора по операционной эффективности, ОКБМ Африкантов:
Многие организации сталкиваются с тем, что порой люди, говоря об одних и тех же вещах, называют их разными именами. Поэтому первый шаг, который мы сделали при актуализации нормативной документации, – разработали глоссарий с терминами и определениями.
Мы задались целью из года в год обучать и сертифицировать работников своей организации. Да, пока что процент обученных и сертифицированных специалистов в области проектного управления недостаточно высок, но все участники проектов в нашей организации работают в соответствии с теми стандартами, которые приняты и действуют в организации. Мы не останавливаемся только лишь на сертификации персонала, но и актуализируем нормативную базу, развиваем информационную среду.
Собственно, внедрение проектного управления – это не самоцель. Это инструмент, который позволяет нашему заказчику получать продукцию нужного качества, в установленные сроки, и желательно, чтобы при этом мы как бизнес-организация укладывались в заданный бюджет. В целом систему проектного управления нашей организации можно считать достаточно результативной: ОКБМ Африкантов из года в год демонстрирует положительную динамику как по бизнес-показателям, так и по уровню удовлетворенности наших клиентов.