Национальная ассоциация управления проектами с 1990 года
Национальная ассоциация управления проектами с 1990 года
Заполнить заявку на приобретение журнала

Ваше сообщение успешно отправлено

Мы свяжемся с Вами в ближайшее время
Социальные сети:
Путеводитель по услугам Ассоциации

Развитие инструментария проектного управления в федеральном органе исполнительной власти

06.09.2019
Автор: Васильев Артем Игоревич

На современном этапе развития государственного управления критически важной становится способность исполнительного аппарата реализовать запланированные проекты и задачи и достичь поставленных целей в срок, а также в рамках установленных бюджетов. Закрепившаяся в государственных органах власти традиционная организация деятельности, ориентированная на решение проблем на основе формализованных алгоритмов, функционального подхода и личного опыта, не обеспечивает достаточную эффективность проектной деятельности. Современные технологии проектного управления призваны структурировать и мобилизовать ресурсы организации на достижение целей проектов. Начиная с 2010-х годов интерес сектора государственного управления к методологии проектного управления с каждым годом возрастает. К концу 2016 г. уже была сформирована комплексная нормативно-правовая база, включающая в себя концептообразующие положения системы управления государственными проектами. И сегодня проектное управление в государственном управлении находится в перманентном поиске новых путей и направлений совершенствования. Одним из таких направлений является расширение представления федеральных органов исполнительной власти об инструментарии управления проектами.

 

Инструментарий проектного управления мы определили как систему методических и технических приемов осуществления управления организацией, охватывающая сферы деятельности организации, в которых создание продукта или услуги реализуется как уникальный комплекс взаимосвязанных целенаправленных мероприятий при определенных требования, касающихся сроков, бюджета и характеристик ожидаемого результата.

 

В теории управления проектами развитие с середины XX века методических и технических приемов и средств управления комплексами работ послужило толчком к становлению самой теории и дисциплины управления проектами как таковой. Систематизировав зарубежный и отечественный опыт развития теории управления проектами, мы пришли к следующим выводам: 

  1. различные управленческие концепции создали основу для динамичного развития управления проектами в XX веке;
  2. аккумулировав в себе опыт предыдущих учений, основы теории управления проектами, как в России, так и за рубежом, зародились в процессе проектирования и реализации крупных государственных проектов;
  3. с развитием методов и инструментов происходит смена парадигмы – управление проектами становится междисциплинарной сферой деятельности с институционально-методологической основой, происходит стандартизация и универсализация методов проектного управления, разрабатываются стандарты по управлению проектами.
  4. компьютеризация и развитие информационных технологий способствовали расширению сфер и отраслей применения методов проектного управления, созданию программных решений и корпоративных информационных систем по управлению проектами; одновременно идет поиск альтернативных методологий;
  5. в секторе государственного управления проектное управление внедряется как ответ на изъяны функционирующих программно-целевых методов и встраивается в существующую систему программно-целевого планирования, при этом предполагаются изменения организационной структуры как на уровне Правительства Российской Федерации, так и на ведомственном уровне.

В середине 2018 года было утверждено Постановление Правительства Российской Федерации от 31 октября 2018 года № 1288 «Об организации проектной деятельности в Правительстве России». Данное постановление уточняет подходы к организации проектной деятельности, объекты и субъекты управления, устанавливает последовательность действий, функции, полномочия и ответственность участников проектной деятельности в ходе инициирования, подготовки, реализации, мониторинга и завершения проектов. Так, в соответствии с актуальной нормативной правовой базой в системе органов исполнительной власти выстроена модель системы управления проектами, представленная на рисунке 1.

Ключевым новшеством в организации управления проектной деятельностью в системе органов исполнительной власти является установление чёткой иерархии проектов: от национального до ведомственного (регионального). Такой подход обеспечивает более органичные структуру и процесс управления.

 

Эффективность применения инструментов и методов проектного управления в конкретном в федеральном органе исполнительной власти обусловлено функционирующей в ведомстве проектной методологией, системой и культурой управления проектами. Процесс внедрения и развития управления проектной деятельностью в федеральном органе исполнительной власти сталкивается с определенными трудностями и проблемами. На примере Федерального казначейства автором были сформулированы основные барьеры и проблемы реализации проектных методов в ведомстве:

  1. фрагментарность элементов системы управления проектами;
  2. недостаточный уровень зрелости методологии проектного управления;
  3. отсутствие модели развития проектных компетенций государственных служащих;
  4. проблема определения ключевых показателей выполнения проектов;
  5. специфичный характер казначейских проектов создает сложности в формализации проектного подхода.

Роль инструментария проектного управления обусловлена возрастающей потребностью в повышении эффективности управления и преодолении выше упомянутых барьеров и проблем. Федеральному органу исполнительной власти, как организации, необходим гибкий, и в то же время, точный, профессиональный инструментарий управления проектами. Полагаем, что основным критерием формирования инструментария должна быть классификация проектов. Разными типами проектов необходимо управлять, применяя разные, наиболее соответствующие данному типу проекта, методами и инструментами. Выбор типа управления напрямую влияет на успешность достижения целей проекта и выполнения его задач. В развитие классификации проектов Мамонтова С. и на основе системной парадигмы Клейнера Г. предложена перспективная процессная модель управления проектами в федеральном органе исполнительной власти (рисунок 2).

 

 

В предложенной модели ключевую роль занимает процесс управления проектом, в рамках которого происходит определение типа проекта и выбор соответствующего типа управления.

 

Функционирование предложенной модели инструментария проектного управления в федеральном органе исполнительной власти возможно при наличии достаточно зрелой систему проектного управления проектами. Внедрение системы проектного управления позволяет выработать общий стандартизированный подход, ввести единое понятийное и информационное «проектное пространство», что существенно повышает взаимодействие и взаимопонимание участников в процессе управления проектами.

На рисунке 3 отображена модель развитой системы управления проектами, предлагаемая к внедрению в Федеральное казначейство.

 

 

Система управления проектами, как правило, включает в себя следующие базовые элементы:

  • Собственная методология проектного управления (включает в себя инструментарий проектного управления);
  • Проектный офис;
  • Информационная система автоматизации проектной деятельности;
  • Развита́я система проектного управления дополняется следующими элементами: проектный комитет, механизмы проектной мотивации, механизмы развития проектных компетенций, аудит проектной деятельности.

 

Список литературы

 

Нормативные правовые акты:

Федеральный закон от 28.06.2014 N 172-ФЗ “О стратегическом планировании в Российской Федерации”;

Указ Президента Российской Федерации № 204 от 7 мая 2018 года «О национальных целях и стратегических задачах развития российской федерации на период до 2024 года»;

Постановление Правительства Российской Федерации от 31 октября 2018 г. № 1288 «Об организации проектной деятельности в Правительстве Российской Федерации»;

Распоряжение Правительства Российской Федерации от 15 октября 2016 г. № 2165-р;

Project Management Institute. 2008. A Guide to the Project Management Body of Knowledge (PMBOK® Guide). — Pennsylvania: Fourth Edition. PMI Publications, 2008

Дополнение к Руководству PMBoK для государственных проектов — Третье издание (2006) / Government Extension to the PMBOK Guide — Third Edition (2006)

 

Научная литература:

Кривошеева, Т. Д. Инструментальный потенциал проектного подхода к развитию электронного правительства как фактор совершенствования системы публичного управления: дисс. канд. эконом. наук: 08.00.05 / Кривошеева Теона Давидовна, — Ростов-на-Дону, 2015. — 217 с.

Красильников Д. Г., Якимова М.Н. Факторы деформации проектного управления в органах государственной власти (из опыта реализации государственной политики в современной России) // ARS ADMINISTRANDI. 2015. №2.

Пенчук А. В., Бегчин Н. А. Реализация программно-целевых инструментов на федеральном уровне: анализ, проблемы и перспективы // Аудит и финансовый анализ. -2016. – № 2. – С. 343-348.

Разу М. Л. Управление проектом: основы проектного управления : М.Л. Разу под ред. и др. — Москва : КноРус, 2016. — 755 с.

 

Электронные ресурсы:

Аналитический центр при Правительстве РФ (официальный сайт) http://ac.gov.ru

Агентство стратегических инициатив (официальный сайт) http://asi.ru

Автономная некоммерческая организация «Центр оценки и развития проектного управления» (АНО «ЦОРПУ») (Интернет-сайт) http://www.isopm.ru/

Материалы сайта ООО «Проектные сервисы» http://www.pmservices.ru/

Материалы сайта ГК «Проектная практика» http://pmpractice.ru/

Федеральное казначейство (официальный сайт) http://roskazna.ru