На современном этапе развития государственного управления критически важной становится способность исполнительного аппарата реализовать запланированные проекты и задачи и достичь поставленных целей в срок, а также в рамках установленных бюджетов. Закрепившаяся в государственных органах власти традиционная организация деятельности, ориентированная на решение проблем на основе формализованных алгоритмов, функционального подхода и личного опыта, не обеспечивает достаточную эффективность проектной деятельности. Современные технологии проектного управления призваны структурировать и мобилизовать ресурсы организации на достижение целей проектов. Начиная с 2010-х годов интерес сектора государственного управления к методологии проектного управления с каждым годом возрастает. К концу 2016 г. уже была сформирована комплексная нормативно-правовая база, включающая в себя концептообразующие положения системы управления государственными проектами. И сегодня проектное управление в государственном управлении находится в перманентном поиске новых путей и направлений совершенствования. Одним из таких направлений является расширение представления федеральных органов исполнительной власти об инструментарии управления проектами.
Инструментарий проектного управления мы определили как систему методических и технических приемов осуществления управления организацией, охватывающая сферы деятельности организации, в которых создание продукта или услуги реализуется как уникальный комплекс взаимосвязанных целенаправленных мероприятий при определенных требования, касающихся сроков, бюджета и характеристик ожидаемого результата.
В теории управления проектами развитие с середины XX века методических и технических приемов и средств управления комплексами работ послужило толчком к становлению самой теории и дисциплины управления проектами как таковой. Систематизировав зарубежный и отечественный опыт развития теории управления проектами, мы пришли к следующим выводам:
В середине 2018 года было утверждено Постановление Правительства Российской Федерации от 31 октября 2018 года № 1288 «Об организации проектной деятельности в Правительстве России». Данное постановление уточняет подходы к организации проектной деятельности, объекты и субъекты управления, устанавливает последовательность действий, функции, полномочия и ответственность участников проектной деятельности в ходе инициирования, подготовки, реализации, мониторинга и завершения проектов. Так, в соответствии с актуальной нормативной правовой базой в системе органов исполнительной власти выстроена модель системы управления проектами, представленная на рисунке 1.
Ключевым новшеством в организации управления проектной деятельностью в системе органов исполнительной власти является установление чёткой иерархии проектов: от национального до ведомственного (регионального). Такой подход обеспечивает более органичные структуру и процесс управления.
Эффективность применения инструментов и методов проектного управления в конкретном в федеральном органе исполнительной власти обусловлено функционирующей в ведомстве проектной методологией, системой и культурой управления проектами. Процесс внедрения и развития управления проектной деятельностью в федеральном органе исполнительной власти сталкивается с определенными трудностями и проблемами. На примере Федерального казначейства автором были сформулированы основные барьеры и проблемы реализации проектных методов в ведомстве:
Роль инструментария проектного управления обусловлена возрастающей потребностью в повышении эффективности управления и преодолении выше упомянутых барьеров и проблем. Федеральному органу исполнительной власти, как организации, необходим гибкий, и в то же время, точный, профессиональный инструментарий управления проектами. Полагаем, что основным критерием формирования инструментария должна быть классификация проектов. Разными типами проектов необходимо управлять, применяя разные, наиболее соответствующие данному типу проекта, методами и инструментами. Выбор типа управления напрямую влияет на успешность достижения целей проекта и выполнения его задач. В развитие классификации проектов Мамонтова С. и на основе системной парадигмы Клейнера Г. предложена перспективная процессная модель управления проектами в федеральном органе исполнительной власти (рисунок 2).
В предложенной модели ключевую роль занимает процесс управления проектом, в рамках которого происходит определение типа проекта и выбор соответствующего типа управления.
Функционирование предложенной модели инструментария проектного управления в федеральном органе исполнительной власти возможно при наличии достаточно зрелой систему проектного управления проектами. Внедрение системы проектного управления позволяет выработать общий стандартизированный подход, ввести единое понятийное и информационное «проектное пространство», что существенно повышает взаимодействие и взаимопонимание участников в процессе управления проектами.
На рисунке 3 отображена модель развитой системы управления проектами, предлагаемая к внедрению в Федеральное казначейство.
Система управления проектами, как правило, включает в себя следующие базовые элементы:
Список литературы
Нормативные правовые акты:
Федеральный закон от 28.06.2014 N 172-ФЗ “О стратегическом планировании в Российской Федерации”;
Указ Президента Российской Федерации № 204 от 7 мая 2018 года «О национальных целях и стратегических задачах развития российской федерации на период до 2024 года»;
Постановление Правительства Российской Федерации от 31 октября 2018 г. № 1288 «Об организации проектной деятельности в Правительстве Российской Федерации»;
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 15 октября 2016 г. № 2165-р;
Project Management Institute. 2008. A Guide to the Project Management Body of Knowledge (PMBOK® Guide). — Pennsylvania: Fourth Edition. PMI Publications, 2008
Дополнение к Руководству PMBoK для государственных проектов — Третье издание (2006) / Government Extension to the PMBOK Guide — Third Edition (2006)
Научная литература:
Кривошеева, Т. Д. Инструментальный потенциал проектного подхода к развитию электронного правительства как фактор совершенствования системы публичного управления: дисс. канд. эконом. наук: 08.00.05 / Кривошеева Теона Давидовна, — Ростов-на-Дону, 2015. — 217 с.
Красильников Д. Г., Якимова М.Н. Факторы деформации проектного управления в органах государственной власти (из опыта реализации государственной политики в современной России) // ARS ADMINISTRANDI. 2015. №2.
Пенчук А. В., Бегчин Н. А. Реализация программно-целевых инструментов на федеральном уровне: анализ, проблемы и перспективы // Аудит и финансовый анализ. -2016. – № 2. – С. 343-348.
Разу М. Л. Управление проектом: основы проектного управления : М.Л. Разу под ред. и др. — Москва : КноРус, 2016. — 755 с.
Электронные ресурсы:
Аналитический центр при Правительстве РФ (официальный сайт) http://ac.gov.ru
Агентство стратегических инициатив (официальный сайт) http://asi.ru
Автономная некоммерческая организация «Центр оценки и развития проектного управления» (АНО «ЦОРПУ») (Интернет-сайт) http://www.isopm.ru/
Материалы сайта ООО «Проектные сервисы» http://www.pmservices.ru/
Материалы сайта ГК «Проектная практика» http://pmpractice.ru/
Федеральное казначейство (официальный сайт) http://roskazna.ru