В конце прошлого года, Столыпинский клуб, представляющий себя как экспертная площадка рыночников-реалистов, подготовил доклад «Экономика роста», в котором существенную роль в экономическом развитии страны на среднесрочный период отводится механизмам проектного управления. Сравнительно небольшой объем доклада сказался положительно на его известности, с материалом познакомилось гораздо больше экспертов, предпринимателей, чиновников и журналистов, чем это бывает обычно. Доклад вызвал живой обмен мнениями и по итогам его публикации Дмитрий Медведев, председатель Правительства России создал межведомственную рабочую группу для дальнейшей разработки положений доклада. Это решение укладывается в серию инициатив нашей исполнительной власти по внедрению проектного управления в комплексные системы управления страной.
В связи с этим, СОВНЕТ рекомендует обратить внимание на данный доклад, в особенности на те его положения, которые затрагивают наше профессиональное сообщество и в дальнейшей разработке которых, мы можем сыграть важную роль.
Основной упор в докладе сделан на реализацию политики качественного экономического роста, важными инструментами достижения которого должны являться механизмы проектного управления, взаимоувязанные с бюджетными, финансовыми, налоговыми, тарифными механизмами экономического развития. Проектное управление, по мысли авторов доклада, будет увязано со стратегическим управлением государством в целях реализации комплексной промышленной и региональной политики, концентрирующей ресурсы страны на направлениях, дающих наибольший экономический эффект. В частности, авторы доклада следующим образом конкретизируют свои представления о подобной роли проектного управления:
«Разработать и утвердить национальную программу экономического развития страны «Экономика роста», предусматривающую ясные и обоснованные целевые показатели, систему взаимоувязанных мер достижения цели, объединенных в дорожные карты, новые современные инструменты в рамках проектного управления, источники финансирования, и конечно, назначение ответственных менеджеров».
По мнению авторов доклада, комплексный экономический рост в России и соответствующий выход из кризиса возможны, но для этого: «активацию и развитие новых точек роста необходимо проводить с помощью реализации взаимоувязанных специальных национальных отраслевых (секторальных) и региональных программ, формируемых на принципах проектного управления с задействованием комплекса денежно-кредитных, налоговых, тарифных, кластерных инструментов, инструментов стимулирования спроса, с использованием системы существующих и вновь созданных институтов развития».
Разработчики доклада уделяют особое внимание росту полномочий местного самоуправления, отмечая, что необходимо: «при сохранении выборности глав муниципальных образований расширить их финансовую самостоятельность, в т.ч. формировать муниципальные фонды развития и проектные офисы, финансируемые за счет налоговых поступлений от роста предприятий на территории муниципальных образований».
Управление развитием и бюджетная политика также должны поддерживаться механизмами проектного управления. Так авторы обращают внимание на тот факт, что стране необходимо «перейти на проектно-целевой принцип расходования бюджетных средств на развитие». Да и сами проекты развития, должны являться именно проектами: «создать эффективную проектную систему управления развитием: обеспечить стабильность финансирования приоритетных государственных программ в соответствии с их паспортами, создать механизм гибкой увязки госпрограмм с контрактной системой, ввести систему профессиональной экспертизы ключевых проектов; внедрить KPI для ведомств-координаторов программ, институтов развития и госкорпораций, участников их реализации, ориентированных на достижение экономически обоснованных целевых показателей и сроков реализации проектов».
По общему мнению авторов, проектное управление станет важным инструментом в осуществлении поворота экономической политики от макроэкономической стабилизации, характерной для эпохи высоких нефтяных цен, к качественному экономическому росту.
Инициативы Президента и Правительства в области внедрения проектного управления, появление подобного инициативного доклада, интерес проявленный к нему со стороны исполнительной власти, жесткая критика доклада и данного интереса сторонниками «макроэкономической стабилизации», внедрение проектного управления в госкорпорациях являются на наш взгляд тем накапливаемым количеством, которое, в соответствие с законами диалектики, должно перейти в качество и вывести проектное управление на роль стратегического инструмента в управлении развитием нашей страны.
С полным текстом доклада вы можете ознакомиться на сайте Столыпинского клуба.