Национальная ассоциация управления проектами с 1990 года
Национальная ассоциация управления проектами с 1990 года
Заполнить заявку
на сертификацию
IPMA-СОВНЕТ

Ваше сообщение успешно отправлено

Мы свяжемся с Вами в ближайшее время
Социальные сети:
Путеводитель по услугам Ассоциации

Самарские педагоги осваивают современные технологии

20.03.2020

В городском Центре развития образования состоялась презентация проектного офиса «Самара. Цифра.ру».

Его характеризуют как высокотехнологичную сетевую площадку для повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников дошкольного, общего и дополнительного образования по вопросам использования цифровых технологий.

Офис создан в рамках национальных проектов «Образование» и «Цифровая экономика». Проект реализуют совместно с самарским филиалом Московского городского педагогического университета.

Особенность момента

— Необходимость этого проекта диктует время, — считает его инициатор Галина Козловская, заместитель председателя комитета по образованию и науке губернской думы. — Сегодня без цифровизации невозможно представить нашу жизнь, и образование в том числе. В школах мы продвигаем цифровое образование, интернеттехнологии, дополненную реальность, но ведь в первую очередь к этому надо готовить учителей. Для детей мы создаем и кванториумы, и айти-клубы. А для педагогов пока очень мало офисов и центров, наполненных современным содержанием, оцифрованными программами по предметам, интерактивными технологиями.

Константин Льольин, руководитель управления комплексной безопасности и цифровизации образования областного профильного министерства, сообщил, что школы и учреждения среднего специального образования Самары получат оборудование, позволяющее сформировать современную цифровую образовательную среду. Его будут поставлять в течение трех лет. В 2020-м оборудование получат 50 школ города. Педагоги должны быть готовы к тому, чтобы без промедления начинать работать на нем. Офис новых практик позволит сформировать активную проектную базу, чтобы учителя могли заниматься повышением квалификации и проводить собственную образовательную траекторию.

В новом офисе будут проходить занятия, это наиболее консервативная часть проекта. Кроме того, совместно с кафедрой информационных технологий и психолого-педагогическим факультетом филиала МГПУ будет действовать лаборатория по апробации новых моделей. Это электронная школа, цифровые модули, создание авторских программ.

— Одна из наших задач — составить команды заинтересованных педагогов из разных учреждений, чтобы они могли взаимодействовать, разрабатывать собственные проекты, — отметила Светлана Апасова, заместитель директора Центра развития образования.

— Для города это очень большой плюс, когда учителя могут повышать свою квалификацию не только путем самостоятельного поиска образовательных программ в интернете, но и в таком офисе, — отметила Вера Халаева, руководитель Самарского управления областного министерства образования. — Возможность применять цифровые технологии в учебном процессе сейчас есть практически в каждой школе, все зависит лишь от желания учителя. Предлагаемые здесь программы и разработки может освоить любой предметник, а также педагог дополнительного и даже дошкольного образования.

Эксперименты на доступном языке

На презентации представили разные форматы работы проектного офиса. Познакомили присутствующих и с уже имеющимися разработками.

 

До начала официального мероприятия гостям продемонстрировали несколько цифровых лабораторий. Одна из них — «Наураша в стране Наурандии», рассчитанная на дошкольников и младших школьников. Это уникальная разработка позволяет проводить простейшие эксперименты и объяснять многие физические явления на доступном детям языке.

Лаборатория имеет восемь тематических модулей: температура, свет, звук, магнитное поле, электричество, сила, пульс, кислотность. Даже педагог, не владеющий глубокими физическими знаниями, сможет легко и интересно объяснить детям основы физических явлений. Использовать лабораторию можно на уроке или во внеурочной деятельности. Например, изучая анатомию, можно взять модуль «пульс» и послушать биение сердца, обратив внимание на высоту и частоту. Поискать ответы на вопросы: что сделать, чтобы пульс участился или, наоборот, успокоился? Обучение проходит в игровой форме, предполагающей и соревновательный момент. Например, с помощью лаборатории можно замерить уровень звука и выяснить, кто громче свистнул.

Осветить темную комнату

Команды школьников и педагогов продемонстрировали возможности технологии дополненной реальности в программе SCRATCH. Екатерина Куликова, педагог центра детского творчества «Ирбис», рассказала, что только-только начала осваивать программирование и первая работа, которую они сделали с детьми, — афиша к спектаклю «Амадеус» театра драмы. В ней много интерактивных моментов. Например, на экране темная комната, сбоку — свеча. Чтобы увидеть, что расположено в той или иной части комнаты, нужно «взять» источник света и подвести ее к нужной части экрана. Можно полистать фотографии спектакля, прочитать информацию о нем или, например, попросить Моцарта сыграть определенную мелодию.

— Такие вещи оживляют процесс программирования, добавляя ребенку мотивацию и желание развиваться в этой сфере, — считает Екатерина Куликова.

Проект «Уроки шахматной королевы», сделанный в такой же программе, предлагает детям в игровой форме познакомиться с интеллектуальной игрой.

Возможности интерактивного стола

Людмила Бурданова, старший методист Центра развития образования на мастер-классе продемонстрировала возможности интерактивного стола. В качестве примера она взяла создание навигатора востребованных профессий Самарской области.

— С 2015 года на уроках технологии ученикам предписано изучать особенности регионального рынка труда, — отметила Л. Бурданова. — Но достоверную информацию по этой теме найти сложно, учителям приходится собирать ее по крупицам. Специального учебного пособия нет. А детям нужна актуальная информация, позволяющая осознанно подойти к выбору профессии, правильно определить образовательную траекторию и в дальнейшем без проблем найти свое место на рынке труда.

Центр создал два ресурса по технологическому образованию. На них размещена как справочная информация, так и модели организации учебной деятельности школьников на уроках технологии.

Использование интерактивного стола дает возможность, в частности, выполнять интерактивные упражнения. Их создает для себя каждый учитель-предметник, на мастер-классе в качестве примера представили навигатор профессий предприятий Самарского региона. Он содержит ссылки на ресурсы, обеспечивающие доступ к необходимым материалам.

Ресурсы распределены на три группы: ссылки на образовательные интернет-порталы, на ресурсы отдельно взятой промышленности, практические задания. Последние спланированы так, чтобы ученики овладели основами функциональной грамотности. Например, при изучении нефтегазовой промышленности ребята моделируют будущее человечества без «черного золота», а при изучении автомобилестроения примеряют на себя роль инженера-конструктора и аналитика. Практическое задание по аэрокосмической промышленности предполагает работу с видеоматериалами, после чего ученики отвечают на тестовые вопросы, заполняют пропуски в тексте. Отдельное задание — анализ приведенных в таблице данных.

— Интерактивный стол позволяет работать не только одному ученику. Можно открыть в двух различных окнах один и тот же контент, и каждый ребенок в своем темпе изучает материалы, которые предлагает ему навигатор, — подытожила Людмила Бурданова.