Профессионалы проектного управления работают над созданием стандарта «Руководитель проектов». В настоящее время проходит обсуждение положений документа среди экспертного сообщества, и до конца года его проект согласно процедуре будет внесен на рассмотрение в Минтруд России. Разработка документа инициирована Национальной ассоциацией управления проектами «СОВНЕТ».
Александр Товб, председатель правления «СОВНЕТ» признался, что рабочая группа, состоящая из профессионалов проектного управления, оказалась в сложной ситуации: прекрасно разбираясь в вопросах проектного управления, никто не был профессионалом в разработке и написании профстандартов. «Мы взяли за основу метод анализа трудовых функций, - рассказал эксперт. – Этот метод позволяет четко определить границы трудовых функций руководителя проекта, а также показать смежные функции, характерные для ряда других профессий». В документе классифицированы трудовые функции и трудовые действия, определены требования к квалификации и опыту сотрудников, необходимым навыкам и знаниям».
Отдельной частью (приложением к документу) стала методика оценки уровня сложности проекта, определяющая состав факторов сложности, шкалы для их оценки, а также общие правила отнесения проектов к тому или иному уровню сложности. Еще одно приложение к документу описывает набор индивидуальных и социальных элементов профессиональной компетентности руководителя проекта. Такие качества как лидерство, вовлеченность, самоконтроль, креативность и др. сложно оценить в измеримых величинах, однако они являются необходимыми элементами профессии.
По словам Григория Ципеса, вице-президента СОВНЕТ, участники рабочей группы: «с самого начала решили посмотреть на стандарт глазами пользователей – руководителей проектов, работодателей, HR-специалистов и обучающих центров. Наша установка была «минимум креатива и интерпретаций», и мы старались придерживаться выбранного пути. Представители рабочей группы основывали положения профессионального стандарта на основе уже существующих. Логическая структура стандарта основана на стандарте ISO 21500. Квалификационные требования и требования к опыту описывались в соответствии с ГОСТ Р 52807/GAPPS и НТК СОВНЕТ. Трудовые действия приведены в соответствии со стандартами PMBOK® PMI и P2M PMIJ. Эксперт обратил внимание участников обсуждения на сложные вопросы, которые нуждаются в уточнении и возможной доработке. Во-первых, это общая структура текста. «Стандарт не должен быть книгой для чтения, это четкий документ, кратко и доходчиво регламентирующий руководство проектами», - уверен Григорий Ципес. Возможно, в будущем текст будет дополнен электронным макетом, облегчающим практическое использование включенных в него положений, но пока это максимально структурированный текстовый документ. Другой деликатный вопрос – определение уровней квалификации руководителей проектов. От выбора критериев зависит и набор требований к кандидатам, и уровень оплаты их труда. Также важны требования к образованию и обучению, ведь не секрет, что довольно большая часть профессионалов проектного управления обладает необходимым набором знаний и навыков, приобретенных на практике, однако не имеет профильного образования. Стандарт не должен «отсечь» их от профессии. «Мы решили, что экономисты и управленцы могут быть руководителями проектов в соответствии с полученным образованием, а вот гуманитариям и технарям придется получать дополнительное профессиональное образование или предоставить соответствующий сертификат», – уточнил Ципес. Однако экспертами рабочей группы учтено предложение участников круглого стола, засчитывать профессиональный опыт специалистов на переходный период действия стандарта.
По итогам экспертного обсуждения участники приняли решение одобрить в целом представленный проект профессионального стандарта «Руководитель проектов», а также рекомендовать его доработку с учетом замечаний, комментариев и предложений, высказанных как в ходе круглого стола, так и заочно в письменной форме. Подводя итоги дискуссии, советник руководителя Аналитического центра, вице-президент «СОВНЕТ» Юрий Трубицын подтвердил, что в ближайшее время состоятся еще как минимум 2 круглых стола, на которых положения стандарта будут обсуждаться с другими экспертными группами.
Новый стандарт учитывает основные элементы национальной системы квалификаций в Российской Федерации. Нормативной базой документа являются Трудовой кодекс Российской Федерации, Постановление Правительства №23 от 22 января 2013 года «О Правилах разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов», федеральный закон от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ«Об образовании в Российской Федерации», а также ряд приказов Минтруда России за 2012-2013 годы.
В состав рабочей группы входят – Александр Товб, Алексей Полковников, Григорий Ципес, Андрей Щетинин, Андрей Бадин, Кирилл Дмитриев и Дмитрий Семенов.
Презентации участников рабочей группы о разработке профессионального стандарта.