Евгений Чекин, премьер-министр Якутии, говоря об изменениях в структуре и в деятельности регионального правительства, затронул тему соотношения проектного управления с управлением процессами.
- Проектное и процессное управление – это, если утрировать, два ведра на коромысле. Они дополняют друг друга и формируют систему устойчивого развития. Первый тип – это управление активное, когда все инструменты и методики используются для достижения конкретных целей. Проекты обеспечивают достижение новых результатов. Однако, учитывая специфику госслужбы, проектами весь объем работы охватить невозможно.
Второй тип управления подразумевает администрирование и автоматизацию уже существующих процессов, ориентированные на интересы потребителей в предоставлении прежде всего государственных услуг. В межведомственном взаимодействии органов власти республики есть регламенты и процедуры, многие из которых не отвечают современным требованиям, они направлены в первую очередь на ведомственные функциональные интересы. Департамент процессного управления должен оптимизировать все это, нацелить деятельность органов исполнительной власти на удовлетворенность потребителей от оказанной услуги, дать госслужащим соответствующие инструменты, позволяющие сделать процесс предоставления услуг для населения более качественным и оперативным, а также минимизировать «человеческий фактор», очень часто представляющий риск с точки зрения коррупциогенности.
В своем интервью Евгений Чекин также рассказал о некоторых положительных и проблемных моментах, связанных с внедрением проектного управления в регионе.
— В прошлом году в пилотном режиме мы запустили семь проектов, три из которых закрыли – по которым цели и показатели были достигнуты в срок.
Проведена XX Спартакиада по национальным видам спорта «Игры Манчаары». В рамках проекта «Организация межведомственного информационного взаимодействия при осуществлении муниципального контроля» наладили электронное сотрудничество между разными уровнями власти. Теперь уменьшится количество запросов бизнесу от органов местного самоуправления. Реализация проекта «Создание современной образовательной среды для школьников, изучающих китайский язык в Республике Саха (Якутия)» позволила ученикам изучать китайский язык в специальных лингафонных кабинетах.
Система приживается непросто, но положительные моменты есть.
Например, при подготовке Игр Манчаары заблаговременно удалось выявить организационные проблемы. За несколько месяцев до мероприятия ответственные лица отрапортовали, что все хорошо, все по плану. Когда же мы внесли все текущие данные по Играм в информационную систему, то выявили ряд рисковых направлений, где возможно отставание по срокам. Вовремя провели корректировки в работе, сместили приоритеты, и в итоге мероприятие прошло на высоком организационном уровне.
Бывает также и положительный опыт с отрицательным результатом.
Орган власти заявляет проект, приступает к его реализации, но работа по определенным причинам не идет. Для нас это позитивный этап, так как одна из задач проектного управления – формировать центры компетенций, где скапливаются наработки, положительные и отрицательные кейсы. Обращаться к конкретному опыту конкретных людей продуктивнее, чем читать зарубежные книжки, прикидывать, «как там у них». Можно просто позвонить инициатору любого проекта, задать вопросы, поделиться своими идеями, получить консультацию. Отрицательный опыт позволяет научить сотрудников взвешенно и ответственно подходить к своим инициативам.
В целом же мы отмечаем улучшение взаимодействия между ведомствами, большой интерес к проектной форме управления. В 2018 году планируем запустить около 35 проектов в рамках новых государственных программ.
С полным текстом интервью вы можете ознакомиться здесь.