Матричная система управления начинает апробироваться в работе Правительства Российской Федерации. Проектный подход набирает популярность в министерских кабинетах, ответственных за межведомственную работу на уровне федеральных целевых программ и крупных общегосударственных проектов.
Общая структура проектной работы на сегодня выглядит так – отбор проектов поручается специальному проектному офису, их утверждение - Президиуму совета по стратегическому развитию. Исполнителями по проектам становятся специальные группы, созданные на базе министерств. Матричный подход, в-первую очередь, коснется именно эти группы, их руководителям придется управлять сотрудниками различных министерств, включая более высокопоставленных, преодолевая главную слабость нынешней системы управления – ведомственную рассогласованность.
Одной из главных задач при реализации данного подхода будет недопущение конфликта между вертикальной - министерской и горизонтальной – межведомственной системами управления.
Пионер масштабного внедрения методов проектного управления в государственное руководство – Белгородская область – имеет опыт разрешения подобного конфликта, в том числе, через создание системы премирования чиновников за успешную реализацию проектов. Данный метод рассматривается и к применению на федеральном уровне, правда, с учетом ряда факторов.
Как пишет газета «Ведомости» в правительстве обсуждается идея привязать часть премии к работе над проектом, а определять ее будет не только министр, но и руководитель проектной группы. Финальных решений нет, потребуются поправки в закон о госслужбе, рассказывает чиновник Белого дома. Как правило, доля оклада в зарплате чиновника невелика, главное – премии, рассказывает федеральный чиновник, это скорее не поощрение, а часть зарплаты. Денежное поощрение на госслужбе выплачивается не менее шести раз в год, фонд ведомства распределяется между департаментами, затем директор департамента определяет премию, объясняет проректор РАНХиГС Александр Сафонов. Нельзя сказать, что премии совсем не привязаны к результату – начальник субъективно оценивает интенсивность и качество работы, но конкретных KPI нет, говорит он.
У правительства уже был опыт премирования за участие в проектах, продолжает Сафонов, например, Минэкономразвития рейтинговало министерства в зависимости от того, как они внедряют электронный документооборот, и часть фонда оплаты труда была привязана к этому проекту.
Запуская новый механизм стимулирования, правительство использует опыт белгородской администрации, говорит чиновник Белого дома, там уже пять лет действует проектный подход. Вся команда в проектах получает материальное стимулирование, рассказывает начальник управления проектно-аналитической и контрольно-организационной работы департамента внутренней и кадровой политики Белгородской области Ирина Кирилова. Премии разделены на три группы, объясняет она: за предложенный проект (10 000 руб.), ежеквартальная – за участие в проектах, если работы выполнялись в срок, и основное премирование – за успешную реализацию проектов. Итоговая премия высчитывается по формуле: учитывается базовая премия, трудозатраты и коэффициенты – роль в проекте, качество работ (определяет руководитель группы). Сумма дисконтируется на коэффициенты, учитывающие сложность проекта, описывает Кирилова.
Общие расходы на премии не должны вырасти, говорит чиновник Белого дома. В Белгородской области премиальный фонд уже делится – за обычную работу и за проекты. Пропорцию будет всякий раз определять министр, рассказывает собеседник «Ведомостей». Возможен и дополнительный бонус – за идею проекта или успешную реализацию, для этих выплат будет специальный фонд, поясняет чиновник. Дополнительные деньги есть, говорит Сафонов: средства на оплату труда лишь на 90% доводятся до министерств, а 10% резервируются и распределяются, если правительство решит поощрить какое-то министерство. Другой федеральный чиновник рассказывает, что с Минфином обсуждается идея увеличить фонд материального стимулирования.
Премии могут повысить значимость проекта для чиновника, но есть препятствия, предупреждает Сафонов: решения о премии принимает министр, чтобы обязать его учитывать предложения руководителя проекта, нужно распоряжение правительства. Да и распоряжение можно обойти, продолжает Сафонов: к примеру, министр не заинтересован в проекте и дает своему заму, участвующему в проекте, команду заволокитить его, заместитель потеряет премию за проектную группу, но министр поощрит его за итальянскую забастовку. Премия может стимулировать, если не хватает времени на проект, но не поможет, если речь идет о конфликте интересов, констатирует партнер «Экопси консалтинга» Григорий Финкельштейн.
Выход – вывести весь премиальный фонд по проектам за пределы министерства, чтобы премии за проект лишался не конкретный сотрудник, а все министерство, советует Сафонов. Но лучшее решение – всю зарплату госслужащего вместе со всеми премиями на время работы в проекте передать в Белый дом, чтобы он не получал ее в кассе министерства, предлагает Сафонов.
Мотивирует не премия, а правильная постановка задачи, интересный проект и общественное признание, рассуждает замминистра одного из федеральных министерств. Все индивидуально, зависит от размера премии и бюджета, которым будет распоряжаться руководитель проекта, рассуждает один из федеральных чиновников: «Если я за эту работу буду получать дополнительную премию, то это, конечно, хорошо; но есть чиновники, для которых государство не найдет такого бюджета, чтобы их финансово простимулировать».
Решением подобной задачи заняты и специалисты «Росатома». Напомним, что компания с весны 2016 года внедряет матричную систему управления, создав семь пилотных проектных команд. Атомщики, повышая эффективность новой системы управления в проектных командах, также реформируют систему премирования. «Нужно будет научиться мыслить не только годовым циклом привычной премии за КПЭ, а вехами проекта. Это значит, что в вехах КПЭ появятся проектные показатели, результат которых будет за пределами года», - отмечает Татьяна Терентьева, директор по персоналу «Росатома». Иными словами, часть премии будет привязана к временным вехам проекта. При этом первоначальный выбор показателей проектных КПЭ был оставлен на усмотрение команде. Однако сходство с федеральной системой на этом заканчивается, в «Росатоме» решение о выплате премий (именно о выплате, а не о определении премируемых) вынесено за контур команды проекта.
Матричная система управления представляет собой одну из наиболее распространенных разновидностей проектной организации. В рамках данной организации члены проектной команды находятся в подчинении не только руководства функциональных подразделений, но и в подчинении руководства проектной команды. Подобная система управления делает работу организации более гибкой, за счет наращивания горизонтальных связей между функциональными подразделениями.