6 декабря, в рамках XVIII международной конференции «Управление проектами 2023: новые тренды проектного управления», состоялся круглый стол на тему: «Проект будущее. Какие компетенции нужны сегодня, чтобы обеспечить эффективность проектного управления завтра?».
Представители бизнеса, тренеры, асессоры, практики проектного управления обсудили, какие вопросы есть к компетенциям проектных руководителей сегодня и каким видится этот самый руководитель через 5 лет.
Мероприятие прошло под модераторством Юрия Шойдина, заместителя руководителя Центра Компетенций по проектному и программному управлению Газпром-ЦПС.
В работе «круглого стола», в числе других экспертов, приняли участие Вениамин Кизеев, член Правления Ассоциации «СОВНЕТ», Оксана Клименко, международный асессор IPMA, сертифицированный профессионал по управлению проектами (IPMA Level C), и Анна Телицына, эксперт Сообщества Практиков Проектного Управления, сертифицированный управляющий проектами (IPMA Level B).
С полным списком участников можно ознакомиться по ссылке.
Некоторые выводы, которыми поделился модератор Юрий Шойдин по итогам мероприятия:
Дефицит квалифицированных РП на рынке. «Люди делятся на две категории – те, кто делит людей на категории и не делит на категории» =) Бизнес делится на две группы – те, у которых есть проблемы с поиском/наймом РП и те, у кого их нет. Первых сейчас больше.
Любая компания в своем развитии ограничена уровнем мышления (компетентности) ее собственника. Одна из нерешенных задач – как объяснить собственнику смысл квалифицированной проектной деятельности, выгоду от нее? Как вовлечь собственника в задачу развития УП в организации? Собственники (акционеры) должны требовать квалифицированного управления проектами, но пока далеко не все это делают.
Бизнес испытывает проблемы в поиске руководителей проектов. Приходят хорошие предметники, но так-себе управленцы или управленцы без предметных компетенций. Организации же ищут РП - профессионалов. Профессионал – тот, кто делает свою работу хорошо, даже в отсутствии контроля, а также понимает предметную область проекта.
Важно развивать личностные (soft ) компетенции и их применение на практике (отношения). Мы постепенно мигрируем из концепции Hard Skills (HS) - Soft Skills (SS) в сторону HS - SS - Отношения. Мало знать про эмпатию, эмоциональный интеллект, лидерские навыки, нужно умело применять их в проектной работе, вкладывать в отношения.
Учить основам проектного управления как можно раньше. Даже со школьной скамьи. В школах есть проектная деятельность, но заложенные в ней смыслы - не про нашу проектную деятельность (цели, планы, контроль и др.), а про что-то другое. Раньше это называлось «сделать реферат», теперь - «сделать презентацию», но почему-то называется проектная деятельность. Происходит подмена понятий и смыслов.
Важно обсуждать связку продуктового управления – проектного управления – процессного управления. Они не противопоставляются, а дополняют друг друга. РП должен быть погружен во все эти темы, а не только в проектное управление. Продуктовое мышление позволяет ответить на вопрос ЗАЧЕМ?, проектная деятельность - КАК?, процессная деятельность КАКИМ ОБРАЗОМ СОБЛЮСТИ БАЛАНС?
Что важно делать организациям? Организация должна задать требования к компетентности и спрашивать за применение компетенций. Условия работы в организации должны требовать наличия знаний и навыков прикладного управления проектами. Организация должна оценивать свои кадры и развивать их с учетом полученных оценок.
Компетенции РП сегодня и завтра: любовь к своей работе, осознанность, способность связывать все аспекты проекта, логика, этика, знание инструментария для управления проектом, умение его применять, умение выбирать правильный инструмент с учетом проектного контекста, hard skills, soft skills, отношения.
Вечный вопрос =) – кажется пора (начать?)(пере?)писать свой национальный стандарт.