Комитет МТПП по развитию бизнес-практик провел мастер-класс на тему «Лучшие практики управления», на котором были рассмотрены возможности проектного и процессного управления.
Мероприятие открыла его модератор – председатель Комитета Наталья Переверзева.
Вячеслав Лев, эксперт по процессному управлению, формированию и реализации стратегии, управлению качеством, Lean, TQM, организационные структуры, КПЭ, выступил с докладом на тему «Процессное и проектное управление – где границы и в чем польза». Он рассказал, на чем основаны оба вида управления, дал детальные определения понятиям «проект» и «процесс». «Если процесс организован правильно, то и результат будет правильным», – подчеркнул спикер и привел пример борьбы с браком на мебельном производстве, подчеркнув, что для решения проблемы брака необходимо определить и устранить причины, его порождающие, а не просто найти и наказать работников, допустивших брак. Далее спикер сравнил проектное и процессное управление по девяти параметрам, показал переход организации к новому состоянию с помощью проекта, остановился на стратегии организации, рассказал о концепции управления проектами ISO 21500, представил слушателям общую схему управления качеством проекта. Он привел примеры из области строительства и IT, когда вопросы управления объектами (проектами) одновременно являются и вопросами процессного управления. Далее спикер характеризовал три основных цели «регулярных» проектов; разъяснил, почему вопросы улучшения качества относятся к процессному управлению; рассказал об определении и реализации стратегии компании и о том, как организовать процессный подход.
Тимофей Тимофеев, эксперт по проектному анализу, разработке стратегии и управлению проектами, представил доклад на тему «Проектное и процессное управление – ближе, чем кажется». Вначале он обратил внимание слушателей на то, что деловая среда наращивает темп изменений (сокращается жизненный цикл всего, размываются границы организаций и технологий и т.д.), и сделал вывод, что в результате этого все большая часть человеческой деятельности приобретает проектный характер. Он показал, как соотносятся проект и процесс; дал определение понятию «проект»; назвал признаки проектов; определил управление проектами как «задачно-процессное». «Любая проектная методология “спит и видит” процессы», – подчеркнул он и рассказал о проектных и непроектных компаниях, «стереотипных» проектах / процессах с новизной. «Возникает пласт гибридных технологий, гибридизация управления», – констатировал он и сформулировал очередную задачу – «понять, чем мы управляем на самом деле – проектом, процессом или чем-то еще». Далее спикер привел примеры гибридов из разных отраслей экономики, рассказал об особенностях адаптивного кейс-менеджмента и областях его применения. Он отметил, что внедрение процессного и проектного управления означает собой переход от культуры силы к культуре порядка и правил, рассказал о том, какие эффекты дает упорядочивание проектной деятельности, и о ценностях проектного управления, а также призвал к внедрению упорядочивающих технологий, в том числе складывая их в «гибрид».