На прошедшем 20 декабря семинаре-презентации, посвященном сертификации компетентности организаций в области управления проектами по модели IPMA Delta, Алексей Полковников, президент Ассоциации управления проектами «СОВНЕТ», рассказал о новом стандарте OCB — Organization Competence Baseline, определяющем требования к компетентности организации, недавно утвержденном в Международной ассоциации управления проектами (IPMI).
Алексей Полковников, который является членом рабочей группы по разработке OCB, сообщил, что в настоящее время ведется активная работа по подготовке русскоязычной версии этого стандарта, и уже в январе OCB, выпущенный в двух экземплярах (на русском и английском языках), будет доступен для всех желающих.
Главная цель нового стандарта IPMA OCB – продемонстрировать роль организации и ее руководителей в управлении проектами, описать концепцию компетентности организации в управлении проектами и то, как она может помочь в реализации миссии, видения и стратегии организации.
IPMA OCB определяет компетентность организации в управлении проектами как способность организации интегрировать людей, ресурсы, процессы, структуры и культуры на проектах, программах и портфелях при поддержке системы управления и руководства.
В OCB IPMA описывается, как можно усовершенствовать управление проектами, программами и портфелями в организации.
Стандарт предназначен для топ-менеджеров, старших руководителей, директоров по управлению проектами, линейных руководителей, работающих на проектах и программах или взаимодействующих с ними, консультантов, тренеров и преподавателей, и проектного персонала. Кроме того, из стандарта OCB IPMA преподаватели, тренеры и их студенты узнают, как должна выглядеть проектно-ориентированная организация.
В OCB IPMA описывается пять групп элементов компетентности организации в области управления проектами:
Руководство проектами, программами и портфелями – эта та составляющая корпоративного руководства, которая связана с проектами, программами и портфелями. Обычно реализуется высшими руководителями, которые входят в состав управляющих комитетов. Они разрабатывают стратегическое видение, политики, рекомендации, принимают решения, осуществляют мониторинг и контроль эффективности работы, а также дают указания относительно устойчивого развития компетентности в области управления проектами, программами и портфелями.
Управление проектами, программами и портфелями – это та составляющая системы управления организацией, которая связана с проектами, программами и портфелями. Обычно реализуется руководителями разных уровней постоянных и временных подразделений организации. Они обеспечивают проекты, программы и портфели людьми, разрабатывают методы, инструменты, рекомендации, принимают решения, осуществляют мониторинг и контроль, а также дают указания относительно устойчивого развития всех элементов компетентности.
Согласование проектов, программ и портфелей – процессы, структуры и культуры проектов, программ и портфелей должны быть согласованы с процессами, организационными структурами и культурами внутренних подразделений и внешних организаций.
Управление ресурсами проектов, программ и портфелей – позволяет определить требования к ресурсам, выработать рекомендации по приобретению ресурсов и их устойчивому развитию.
Компетентность сотрудников проектов, программ и портфелей – это развитие компетентности, увеличение эффективности работы и стимулирование сотрудников, работающих на проектах, программах, портфелях. Позволяет определить требования к компетентности, текущее состояние компетентности и осуществлять устойчивое развитие компетентности в области управления проектами, программами и портфелями.
Стандарт был разработан силами международной команды экспертов в области управления проектами, программами и портфелями проектов. В эту группу вошли эксперты из 10 стран, включая Россию.
Алексей Полковников, президент Ассоциации управления проектами «СОВНЕТ»: «Участие в работе международной команды экспертов было для меня лично очень интересно. Стандарт носит инновационный характер – это первая попытка определить на уровне стандарта роль высшего руководства в руководстве проектно-ориентированной деятельностью в организации. Думаю, данный стандарт может стать хорошим ориентиром для руководителей организаций в задачах комплексного развития управления проектами. Но стандарт – непростой, важно, чтобы профессиональные организации и консультанты, оказывающие услуги в области управления проектами, помогали в его использовании в различных организациях и отраслях».