Национальная ассоциация управления проектами с 1990 года
Национальная ассоциация управления проектами с 1990 года
Заполнить заявку
на сертификацию
IPMA-СОВНЕТ

Ваше сообщение успешно отправлено

Мы свяжемся с Вами в ближайшее время
Социальные сети:
Путеводитель по услугам Ассоциации

Не дань моде, а необходимость

09.07.2020

Текущий год – время завершения участия ВятГУ в Программе развития опорных университетов России на 2016-2020 гг. и подведения первых итогов. Вятский государственный университет достойно представил Кировскую область в масштабном российском проекте, подтвердив право на высокий статус опорного вуза региона конкретными делами. Их было множество, вот лишь некоторые из них.

«Лидеры Вятки» и «Новые лидеры образования», реализованные в 2018 году по заказу и при поддержке Правительства Кировской области, дали возможность сформировать «золотой» кадровый резерв, состоящий из талантливых, отвечающих запросам времени управленцев.

Большой успех имел «ВятГУ-Челлендж»(12+), задуманный в опорном вузе с целью вовлечения первокурсников в решение социально-культурных проблем города Кирова и вылившийся в «Urban-Challengе*»(12+) - сетевой проект российских «опорников», реализованный совместно с Национальным фондом подготовки кадров.

Завершившийся учебный год явился наиболее плодотворным для проектной деятельности ВятГУ. Сотрудничество с Агентством стратегических инициатив, создание проектного офиса АСИ-ВятГУ, открытие университетской «Точки кипения»(12+) способствовали значительному увеличению числа проектов, а главное - подняли их на качественно новый уровень. Сопоставление реальных результатов проектной деятельности ВятГУ с задачами, поставленными несколько лет назад в Программе развития, сделало очевидной работу вуза на опережение.

Как удалось добиться таких впечатляющих результатов? Какие инструменты были использованы? Насколько готовыми к этим вызовам оказались сотрудники ВятГУ? На эти вопросы ответил Константин Бажин, проректор по стратегическому развитию и проектной деятельности, сертифицированный Профессионал по управлению проектами (IPMA level C).

- Амбициозные цели, намеченные Программой развития на 2016-2020 гг., не могли быть достигнуты отдельными управленцами, какими бы эффективными они ни были. Насущной стала потребность в создании проектных команд единомышленников, осознающих значимость и масштаб поставленных задач, говорящих на одном языке, владеющих современными компетенциями, готовых к движению вперед.

- Такие люди нашлись?

- Креативно мыслящих, заряженных энтузиазмом, готовых к экспериментам людей в вузе всегда было немало. При этом на старте Программы опыт собственно проектной деятельности был лишь у 4 процентов сотрудников. Кроме того, мы понимали: для реализации командных проектов требуются особые компетенции, а порой и преодоление стереотипов мышления. И, разумеется, желание участвовать в этой деятельности, далеко не у каждого сотрудника возникающее автоматически. Именно поэтому нами были реализованы мероприятия – их мы упаковали в два кейса, связанные между собой.

- Константин Сергеевич, расскажите о них.

- «Мотивация и стимулирование сотрудников университета» - так можно назвать первый кейс, важной составляющей которого стали специальные тренинги для сотрудников. Особое внимание было уделено представителям возрастной категории 50+, обладающим большим и ценным опытом, но порой испытывающим трудности в адаптации к меняющимся условиям профессиональной деятельности. Им, в частности, была адресована встреча в январе 2016 года с Игорем Дубинниковым, играющим тренером технопарка «Сколково», называющим себя «инвестором в людей» и «экспертом по осознанности». В ходе тренинга каждым из участников была проведена самодиагностика, актуализированы краткосрочные и долгосрочные цели, выработана личная стратегия. Встречи с интересными спикерами стали традицией, многие из них были проведены в рамках проекта «Лекции в Политехническом»(16+).

Также была реализована серия деловых игр, крупнейшая из которых «Построй компанию. Продай компанию» прошла в Инженериуме в сентябре 2018 года. Участниками игры, представляющей имитацию вхождения в высокотехнологичную индустрию, стали 95 сотрудников вуза, получивших возможность примерить на себя роль предпринимателей. Важным итогом игры стало выявление людей, до того не слишком заметных на университетской орбите – сегодня они незаменимы в  проектных командах вуза!

- Известно, что Вятский государственный университет – активный участник проектов Московской школы управления «Сколково»…

- Совершенно верно. Команды университета трижды проходили обучения в «Школе ректоров», реализуемой «Сколково». Летом 2019 года на площадке «Сколково» состоялся образовательный интенсив «Остров 10-22», участие ВятГУ в нем было очень успешным!

Важнейшим событием стало проведение в октябре 2018 года на базе одного из санаториев Кировской области недельной стратегической сессии, модераторами которой выступили эксперты «Сколково». Участниками стратсессии стали 90 сотрудников вуза, представивших по окончании обучения проекты развития ВятГУ по каждой из трех миссий университета: образованию, науке, взаимодействию с обществом и регионом. Более того, результатом этой коллективной работы стало формирование совета по стратегическому развитию Вятского государственного университета, где каждый желающий смог проявить себя в каком-то из комитетов.

- Можно ли говорить о том, что каждое из этих мероприятий имеет выход на студентов: ведь вуз работает, прежде всего, на молодое поколение?

- Конечно, да! Мы учимся сами и передаем свои знания тем, кому предстоит формировать будущее региона и страны. Скажем, «ВятГУ-Челлендж»(12+), реализованный осенью 2018 года более 100 сотрудниками университета (к слову, это был первый опыт создания настолько представительной проектной команды) был адресован 3000 первокурсникам всех институтов – сегодня этот пример весьма типичен.

- В чем заключается второй кейс?

- Его мы назвали «Управление проектами как инструмент реализации преобразований». Нам удалось сформировать вертикально-интегрированные команды сотрудников, соответствующие стандартам проектной деятельности. Это стало возможным благодаря обучению сотрудников в соответствии со стандартами IPMA, созданию новой системы учета трудоемкости, внедрению проектного управления и ряду других мер. Важную роль сыграло сотрудничество с такими лидерами, как Ассоциация по управлению проектами «СОВНЕТ», Аналитический центр при Правительстве РФ, МШУ «Сколково», Национальный фонд подготовки кадров.

В ВятГУ был создан проектный офис, который в очном и дистанционном режимах (облачный сервис «проектный офис») обеспечил автоматизацию документирования проектной деятельности. Следующим шагом стал перевод облачного сервиса в систему «1C-Университет» и трансформация проектного офиса в «офис стратегического развития». Возникли новые функции по анализу, прогнозированию, моделированию последствий реализации различных сценариев развития. В целом стало окончательно ясно: проект-менеджмент - это эффективный инструмент преобразований; не дань моде, а необходимость. Вокруг университета образовалось ядро из дружественных вузов, стейкхолдеров из бизнеса и власти. Выход на новый уровень мы связываем, прежде всего, с сотрудничеством с Агентством стратегических инициатив, открытием офиса АСИ-ВятГУ и «Точки кипения». В прошлом году ВятГУ вошел в число финалистов конкурса профессионального управления проектной деятельностью «Проектный Олимп – 2019» в номинации «Управление проектами в сфере высшего образования и науки».

- Константин Сергеевич, несколько слов в завершение…

- Хочу подчеркнуть: все реализуемые нами мероприятия не разрозненны, не случайны – они проводятся систематически, связаны между собой, составляя годичные циклы, последовательно сменяющие друг друга.  Только так можно добиться устойчивого результата и выйти на уровень решения еще более сложных задач.

Источник