Национальная ассоциация управления проектами с 1990 года
Национальная ассоциация управления проектами с 1990 года
Заполнить заявку
на сертификацию
IPMA-СОВНЕТ

Ваше сообщение успешно отправлено

Мы свяжемся с Вами в ближайшее время
Социальные сети:
Путеводитель по услугам Ассоциации

Эксперты: механизмы обучения и мотивации в сфере big data нужно создать в госорганах

17.01.2019

Российские органы госвласти для их успешной цифровой трансформации должны сформировать механизмы обучения госслужащих навыкам работы с «большими данными» (big data), а также мотивации развивать свои компетенции в этой сфере. Об этом говорится в докладе РАНХиГС «Государство как платформа: люди и технологии», подготовленном к Гайдаровскому форуму.

Эксперты предлагают запустить в органах власти «механизмы мотивации, подбора, обучения, непрерывного развития и оценки компетенций в новых областях: архитектура и современные методы разработки; большие данные, цифровой сервис-ориентированный подход, проектное управление и управление изменениями». Авторы документа также предлагают обеспечить непрерывное интегрированное обучение для всех сотрудников органов власти, вовлеченных в принятие решений и вспомогательные процессы, связанные с цифровой трансформацией. Для взаимодействия и обмена опытом проектных команд цифровизации «по горизонтали» следует создать специальные IT-ресурсы, уточняется в докладе. Кроме того, нужно создавать, искать и поддерживать «островки» новой культуры государственных услуг и внутренней культуры органов власти.

В докладе также говорится о необходимости работы над суперсервисами, то есть пакетами госуслуг. По мнению экспертов, необходимо создавать, выявлять, продвигать решения - прототипы будущих суперсервисов в пилотных регионах, быстро тиражируя удачные решение и открывая доступ к интеграции сервисов не только госорганов. Эксперты считают необходимым формирование дорожных карт разработки, внедрения суперсервисов и поэтапной замены ряда унаследованных решений. При этом следует определить ресурсы и построить процесс переработки и оптимизации нормативных документов для приведения их в соответствие с моделью суперсервисов.

Помимо этого, нужно уделять особое внимание роли платформенных решений в государственном управлении. У государства как платформы должна быть единая архитектура данных, четкие механизмы гражданского контроля, общественного обсуждения и обратной связи граждан, для нее также нужна масштабируемая облачная инфраструктура, говорится в докладе.

В то же время цифровую трансформацию госуправления нужно увязать с индикаторами экономического развития и принятыми в международной практике индексами цифрового развития. Эксперты отмечают необходимость «определить риски цифрового государственного управления и выстраивать систему работы с ними». По их мнению, также следует приступить к пересмотру правил расходования бюджетных средств на цифровизацию, создав прозрачную систему работы с разработчиками, поддерживающую использование гибких методов проектирования и внедрения решений.

Эксперты указывают, что одним из драйверов цифровой трансформации России может стать создание отдельной команды, занимающейся исключительно данной сферой. Такая «цифровая команда» может отвечать за планирование и реализацию изменений в сфере цифровизации, отмечается в документе. 

По мнению авторов доклада, такая команда должна состоять из руководителя цифровой трансформации (CDTO, Chief Digital Transformation Officer), главного архитектора платформы, руководителя по работе с данными (CDO, Chief Data Officer) и руководителя по цифровому проектированию и процессам (CTO, Chief Transformation Officer).

Ключевую роль в команде цифровой трансформации играет ее руководитель, который должен не только обеспечивать управление и координацию реализации проектов с другими государственными органами, но и создавать собственную «цифровую команду» и управлять бюджетом в рамках исполнения проектов по цифровизации. В свою очередь, архитектор должен отвечать за реализацию стратегии развития всех компонентов цифровой платформы: развитие экосистемы, поддержка системы управления бизнес-процессами, разработка релевантных механизмов обмена данными и контроля целостности данных и другие функции, говорится в докладе.

Как отмечают эксперты, на данном этапе руководитель по цифровому проектированию может быть наиболее востребованным в среднесрочной перспективе, так как именно ему отведены функции по работе над изучением потребностей пользователей и разработке новых цифровых продуктов. Наконец, CDO может отвечать за своевременное обеспечение всех подразделений «цифровой команды» необходимыми данными и аналитикой, их хранение и обработку.

Несмотря на высокий спрос таких специалистов, государственная система управления на данном этапе не может конкурировать с бизнесом по их привлечению, так как последние предлагают кандидатам более высокую зарплату и привлекательную корпоративную культуру. Эксперты считают, что эта проблема может быть решена в случае, если на госслужбе будет внедрен механизм долгосрочного планирования карьеры, которая предусматривает как финансовую мотивацию и карьерный рост не только в вертикальной иерархии, но и в расширении спектра проектов и задач.

«Реализующим цифровую трансформацию чиновникам необходимы знания, опыт, управленческие компетенции, присущие современным IT- и бизнес-консультантам. Для решения задачи обеспечения программ цифровой трансформации необходимыми ресурсами и компетенциями потребуются механизмы подбора, обучения и развития, оценки и мотивации, отвечающие проектной работе», - заключают авторы доклада.

Источник: ИА ТАСС