Национальная ассоциация управления проектами с 1990 года
Национальная ассоциация управления проектами с 1990 года
Заполнить заявку
на сертификацию
IPMA-СОВНЕТ

Ваше сообщение успешно отправлено

Мы свяжемся с Вами в ближайшее время
Социальные сети:
Путеводитель по услугам Ассоциации

Эксперт говорит - подборка свежих публикаций

31.10.2024

К Сообществу Практиков Проектного Управления (автор и модератор канала - Александр Калтыков, вице-президент Ассоциации СОВНЕТ) присоединяются всё новые эксперты, готовые делиться своим профессиональным опытом и инсайтами в рамках постоянной рубрики «Эксперт говорит».

 

Предлагаем вашему вниманию подборку оригинальных и интересных публикаций от новых и от постоянных участников.

 

«Не взрывайте мост, пока не построите другой»

 

Екатерина Булхина, руководитель программ ПАО «Газпром нефть», методолог и практик управления изменениями

 

В мире, где постоянные изменения стали нормой, управление изменениями стало ключевым фактором успеха любой организации. Но как сделать так, чтобы внедрение нововведений было максимально эффективным и не вело к хаосу?

 

Ключевая мысль:

Фокус на строительстве нового, а не на разрушении старого.

 

Часто мы склонны сосредотачиваться на том, от чего нужно отказаться, забывая о том, что нужно построить взамен. Это приводит к сопротивлению, страху и неэффективности. Вместо этого, сфокусируйтесь на том, что вы хотите получить, на преимуществах нового, на том, как оно улучшит жизнь ваших сотрудников и клиентов.

 

Как сделать это?

 

- Четко определите цель изменений.

Зачем вы их внедряете? Какую пользу ожидаете?

 - Включите сотрудников в процесс.

Дайте им возможность участвовать в разработке и внедрении изменений, а также в принятии решений.

- Обеспечьте поддержку и обучение.

Предоставьте сотрудникам необходимую информацию, ресурсы и обучение, чтобы они могли успешно адаптироваться к изменениям.

- Отмечайте успехи.

Подчеркивайте положительные результаты изменений и отмечайте достижения сотрудников, чтобы мотивировать их и показать, что изменения работают.

 

Помните, что управление изменениями - это не одноразовая акция, а непрерывный процесс.

 

Только строя новое, мы можем успешно пройти через любые изменения и добиться успеха.

 

Лидер vs менеджер

 

Евгений Беспалов, руководитель проектного офиса энергогенерирующей компании «ГТ Энерго»

 

Лидер — это человек, который сам берет на себя ответственность даже за то, в чем абсолютно не виноват.

Как раз из-за этого быть лидером очень сложно и даже опасно. Многие не могут, а также очень мало кто соглашается.

 

В отличие от большинства, лидер - одиночка. И не потому, что он является одиноким в своей работе, а потому, что мало кто хочет постоянно находиться рядом с человеком, на которого может обрушиться ответственность в любой момент. Того и гляди, он раздавит всех вокруг.

 

Лидерство – это очень трудное занятие, и почти никогда не приносит пользы, и за редким исключением это почти никогда и не нужно. Будет лучше если вы будете всего лишь хорошим менеджером, и в большинстве случаев этого будет достаточно для выполнения проектов.

 

 

 

Мягкие навыки менеджера проектов

М. Жванецкий и ChatGPT

 

Дилара Ижбердеева

Консультант в сфере стратегического и управленческого консалтинга;

Руководитель проектных офисов в компаниях финансового сектора;

Кандидат экономических наук.

 

Итак, представьте себе менеджера проектов. Он с утра просыпается – ещё ничего не успел, а уже опаздывает. Ещё вчера начальство и клиенты думали, что у него всё под контролем, а на самом деле он, как настоящий капитан, стоит на мостике и… не понимает, куда плыть.

 

  1. Коммуникация

С чего бы начать? Говорить-то он умеет, конечно, но это как дома – сказал, и тишина. Никто тебя не понял, но все кивают, делают вид, что всё схвачено. Потом вечером смотришь – никто ничего не сделал. Ну а ты что хотел? Это же проект!

 

  1. Управление временем

Да, это талант. Всё сделать к сроку, уложиться в бюджет и остаться в живых. Это как успеть за утренним автобусом, который уже тронулся, а ты бежишь и понимаешь: ну, хоть бы пальто успеть застегнуть.

 

  1. Эмоциональный интеллект

Тут, знаете, как в анекдоте, важно понимать: кто тебе друг, кто коллега, а кто заказчик. Первому можно пожаловаться, со вторым можно поругаться, а третьего... лучше бы сегодня не видеть.

 

  1. Решение проблем

Решение проблем - это как игра в шахматы на скорость. Ты сидишь, смотришь на доску, а перед тобой один ход хуже другого, и каждый раз, когда ты думаешь, что нашёл выход, раз — и шах! И, вроде, соперник — не такой уж и сильный, но у него, видимо, есть свой секрет: он неплохо умеет запутывать.

 

  1. Гибкость

Это не про йогу и растяжку, это про способность развернуться на 180 градусов в любую минуту. С утра ты строишь планы, а к обеду от этих планов остаются рожки да ножки. И вот ты с горящим филейным местом все резко перепланируешь.

 

  1. Критическое мышление

Зачем оно нужно? Чтобы ты сидел, смотрел на проект и думал: «И кому это надо?». И если не находил ответа, то спокойно выбрасывал ненужные бумаги на рабочем столе.

 

  1. Управление стрессом

Вот это важный навык - это когда на тебя падает гора дел, а ты спокойно себе достаёшь кружечку, наливаешь чай... У кого-то чашка кофейная, а у кого-то — здоровенная пиала, и на ней по кругу: "я тебя пережил, и тебя пережил, и этого переживу…"

 

  1. Мотивация команды

Когда команда чувствует, что её ценят, они становятся как футбольная команда на финальном матче: бегут, суетятся, делают невозможное. У одного — страсть к результату, у другого — страх пропустить мимо ворот. А ты, как тренер, кричишь: «Ребята, вы лучшие!» — и они начинают верить, что могут взлететь, как ракеты.

 

  1. Переговоры

Тут главное – говорить уверенно, чтобы все думали, что ты знаешь, что делаешь. Так-то никто и не поймёт. Главное – почаще кивать и говорить: «Да-да, проект движется!», а в душе думать: «Куда движется – никто не знает».

 

Ну что, дорогие друзья, быть менеджером проектов – это искусство.

На личном опыте скажу - бывают такие проекты, что плакать хочется, вот здесь вам и пригодится ключевой навык управленца - позитивное мышление и чувство юмора.

 

 

«Дураки учатся на своих ошибках, а умные на чужих» (Т. Рузвельт)

 

Ирина Зубарева

Руководитель проектного офиса АО «Трансмашхолдинг»

Сертифицированный специалист по управлению проектами, программами, портфелями, проектным офисом (PME, PRIME, OKR).

Профессиональный бизнес-тренер, фасилитатор.

 

Это высказывание как нельзя лучше подходит и для проектного управления. Поговорим сегодня о выученных уроках проектов. О них, как мне кажется, незаслуженно забывают, либо пишут для «галочки».. А ведь это наиважнейшая информация для будущих проектов, бесплатная возможность для команды избежать ошибок и достичь результатов в планируемые сроки, в рамках бюджета и с надлежащим качеством.

 

Как показывает личный опыт, здесь работает правило Парето – 20% типовых ошибок являются причиной 80% проектов.

 

Топ-5 одинаковых ошибок в трех крупнейших компаниях разного вида деятельности:

  1. Не учли требования важных стейкхолдеров при написании ТЗ
  2. Забыли заранее предусмотреть ресурсы технической поддержки
  3. Неправильно спланировали время на подбор и найм специалистов в команду с рынка
  4. Не рассчитали срок закупочных процедур (не заложили риски)
  5. Не показывали Заказчику промежуточный результат во время всего проекта. В итоге в конце проекта, при сдаче оказалось, что сделали не то.

 

Чтобы не наступать на одни и те же грабли можно попробовать сделать следующее. Проверено. Работает.

 

  1. Создаем шаблон реестра выученных уроков.

Его можно легко найти в Интернете. Лучше сразу докрутить его тегами, фильтрами. Предусмотрите там фазу проекта, тип проекта, потери/возможности. Это поможет легко и быстро искать уроки для разных проектов.

  1. Вводим культуру управления выученными уроками.

Проводим анализ отклонений в проектах. Далее рассказываем проектным командам, сколько стоят потери от одних и тех же ошибок, и почему так важно и нужно использовать уроки других и фиксировать свои. Вебинар займет 30 мин., сбор и оценка причин отклонений – от 1 до 10 рабочих дней. (можно взять ключевые проекты).

  1. Вводим практику изучения и заполнения реестра выученных уроков на регулярной основе

Учим правильно заполнять реестр и им пользоваться. Важно! Научить коротко и ясно описывать свои ошибки и обязательно указывать способы, как можно было бы их избежать. Это самая ценная часть реестра. Высший пилотаж – оценить потери из-за этих ошибок (сразу зашиваем в реестр формулы для расчета).

  1. Вводим мониторинг и контроль со стороны проектного офиса и Управляющего комитета по проектной деятельности.

Устанавливаем правила для Руководителей проектов. При запуске проекта указать в Уставе/презентации на УК уроки, которые команда изучила. При переходе на другую фазу/этап вводим правило обязательной фиксации уроков в реестре (если не делать этого в течение проекта – к концу многое забудется или покажется не столь важным). Если проект пришел на Управляющий комитет с отклонениями и причины этих отклонений были в реестре выученных уроков, но не были учтены – минус в карму РП либо снижение премии. А вот если наоборот, команда изучает уроки других и учится на чужих ошибках – почет и похвала.

 

Ко всему вышесказанному можно еще добавить автоматизацию самого реестра с помощью ИИ или тегирования. Можно  еще облегчить жизнь РП и их командам регулярной рассылкой выборки топ-10 уроков на основе лайков. Чем больше урок отзывается – тем больше болит…

И тогда весь список уроков читать не обязательно, самые важные часто на самых верхних позициях.

 

 

Приглашаем всех желающих обсудить затронутые темы с авторами статей, а также предложить свой материал для публикации, вступить в телеграм-канал Сообщества практиков проектного управления.

 

Напоминаем, что на площадке канала также проводится ежедневная утренняя викторина на знание элементов компетентности, описанных в международном стандарте IPMA ICB 4.