Национальная ассоциация управления проектами с 1990 года
Национальная ассоциация управления проектами с 1990 года
Заполнить заявку
на сертификацию
IPMA-СОВНЕТ

Ваше сообщение успешно отправлено

Мы свяжемся с Вами в ближайшее время
Социальные сети:
Путеводитель по услугам Ассоциации

Эксперт говорит - подборка публикаций за неделю

31.05.2024

Уважаемые коллеги! Предлагаем Вашему вниманию очередную подборку интересных публикаций от экспертов, размещенных в телеграм-канале Сообщества практиков проектного управления (автор и модератор канала – Александр Калтыков, вице-президент СОВНЕТ).

 

Прозвучит провокационно, но зачем управлять проектами?

 

Анна Телицына

Руководитель проектного офиса, член жюри конкурса Проектный руководитель, сертифицированный эксперт по управлению проектами - IPMA B, ICPAgile, OKR

 

Вроде, ответ на этот вопрос очевидный, но как оказывается ответов "очевидных" очень много и все они разные...

 

Кто-то управляет для повышения "эффективности", кто-то для удовлетворения собственных амбиций, кто-то, чтобы создать проблемы другим, кто-то сам не понимает, как попал в этот "переплет". Причем, нельзя сказать, что какой-то из ответов правильный или неправильных.

 

Вообще проекты выступают индикатором всех болячек организации. Это равносильно тому, что заставить человека, который не занимался здоровьем пробежать стометровку с препятствиями. Сразу проявятся все слабые места организма, которые при текущей деятельности организации были незаметны: там немножко отдышка, тут изжога, здесь коленка болит.

 

Когда компании приходится сделать рывок, то все радужные ожидания и бравурные речи о корпоративном величии превращаются в пшик, а на их месте остается только реальный уровень способностей и очень интересный рассказ, почему не получилось, ну и конечно же любимейший корпоративный вид спорта: найди виноватого.

 

Вопрос не в том, какие спортивные трусики и маячку купить для забега, а в системном подходе к решению данной задачи, который должен касаться всей организации как единого организма, а также знание правил и постоянная дисциплина.

 

Это большой проект для всей компании, он трудный, рисковый, но это проект, который действительно будет полезен.

 

И для этого первое, что нужно делать – надо наводить порядок в «консерватории» у высшего руководства, дисциплину восстанавливать, возвращать ответственность, создавать коллектив, гнать в шею тунеядцев и бездарей.

 

Но при таких трансформациях важна готовность, как физическая (в первую очередь руководства, готовность уделять время, показывать на собственном примере, объяснять и продавливать и т.д.), так и моральная (сотрудники, привыкшие к определенному ходу событий, и проявляющие инерцию и сопротивление). В больших организациях инерция "мы так всегда делали и все было нормально" играет огромную роль. Даже если 10-20% людей понимают, "как правильно", то это не факт, что им удастся преодолеть инерцию и сделать правильно в масштабах всей организации.

 

И мы с Вами знаем, что 80 % успеха любого проекта зависит от его лидера, т.е. руководителя, заряженного на достижение успеха. И когда что-то не получается, а не получается часто, есть внутренняя опора, которая поддерживает, не позволяет сдаться и ищет новые пути.

 

Я управляю, потому что мне это нравится, я получаю огромное удовольствие от решения нестандартных, сложных и местами не решаемых задач, я чувствую себя хорошо, когда структурирую, привожу в порядок, когда мои Заказчики мне благодарны и пользуются результатами моего труда, когда я вижу в материальном мире что-то созданное мной или моей командой. Это наполняет смыслом каждый день. Это мой ответ на вопрос.

 

А зачем вы управляете проектами?

 

 

Жизнь как проект

 

Антон Маркин, эксперт в проектом и бережливом управлении (АНО «Мосстратегия»)

 

Не задаемся ли вопросом — вот если бы знания, которыми располагаю сегодня, да применить в студенческие годы? Моё убеждение, что учиться проектному управлению необходимо со школы. Ближе к институту мы только начинаем задумываться о том, кем хотим стать. И мечтаем о своем успешном будущем в выбранной профессии. Знания и опыт в проектной деятельности позволяют намного эффективней идти к своей цели. Руководитель проекта достигает не только целей для бизнеса, но и целей личного развития. Гораздо проще выстроить свой путь в этом мире используя знания управления проектами.

 

Отрадно, что все больше ВУЗов заключают соглашения с Ассоциацией управления проектами «СОВНЕТ»

 

https://sovnet.ru/news/sovnet-i-rgsu-partnery

 

Действительно полезное сотрудничество, и для обучения, и для обмена опытом и знаниями. Желаю РГСУ вырастить не одно поколение управленцев, использующих такую важную составляющую управленческих практик, как проектное управление. Ведь проекты охватили уже все сферы деятельности человека в нашем быстроменяющемся мире. Сама жизнь есть проект. Который мы не можем провалить.

 

Что такое методология?

 

Евгений Беспалов, руководитель проектного офиса энергогенерирующей компании «ГТ Энерго»

 

Опять про подмену понятий в проектном управлении.

 

Повсеместно можно встретить вопрос: «А по какой методологии вы работаете?», «Какую методологию управления проектами вы используете?» Как бы вежливо ответить, чтобы не обидеть.

 

Начну с простого вопроса. А какие бывают методологии управления проектами? «Знатоку» сразу приходит на ум популярный список вроде "Waterfall, Scrum, Agile, Kanban, PMBOK, PRINCE2 и т.д." Но (!) давайте разберёмся.

 

Waterfall – это имя нарицательное (термин), которое ввел У. Ройс (Walker Royce) для обозначения предиктивного жизненного цикла разработки ПО. Получается waterfall это просто SDLC (software development lifecycle).

 

Scrum - фреймворк управления разработкой продукта.

 

Agile - набор ценностей и принципов, мировоззрение или философия.

 

Kanban - метод выявления, управления и развития сервисами нематериального производства.

 

PMBOK - свод знаний по управлению проектами.

 

PRINCE2 - метод по управлению проектами.

и т.д. и т.п.

 

Этот список можно продолжать и дальше, но я уверен, что ни одной методологии в вашем перечне не окажется. Как так? Почему тогда во всех вакансиях пишут "знание методологий", а компании гордятся соответствию какой-то такой-то методологии управления?!

 

Методика – это готовый «рецепт», алгоритм, процедура для проведения каких-либо нацеленных действий, конкретное инженерное решение: делай раз, делай два, делай три – получишь результат. Способ применения чего-то определенного и описанного конкретно и чётко. Аналогия - чертеж табуретки.

 

Фреймворк - это структура из конкретных методик, логический способ классифицировать, сегментировать, классифицировать или поддерживать что-либо. Аналогия - описанная процедура изготовления табуретки, где используется чертеж, пила и т.д.

 

Метод — систематизированная совокупность шагов, действий, которые нацелены на решение определённой задачи, или достижение определённой цели. По сути - это методика придумывания методик - это уровень чуть выше. Это способ придумывания способов решения проблем. Аналогия - ящик с инструментами, с помощью которого можно сделать как табуретку, так и доску для серфинга.

 

Методология (материал из Википедии) - это учение о методах, способах и стратегиях исследования предмета. По сути это способ создания методов - еще более высокий уровень абстракции. Совокупность знаний из различных областей, которая позволяет придумывать методы и все, что с ними связано.

Аналогия - столярное дело. Знания о том, как применять ящики с инструментами, наполнять их, придумывать новые.

 

А теперь давайте разбираться, какую методологию проектного управления я (мы) используем?!

 

 

Управление олимпийскими рисками Игр Сочи 2014

 

Мария Романова

к.э.н, владелец продуктов надзорных процессов ЦБ РФ, эксперт Мирового Банка, IPMA/СОВНЕТ уровень A, PMP@ PMI, АСP@PMI

 

Как мы знаем, управление рисками - систематическая процедура идентификации, анализа и реагирования на риски с целью минимизировать частоту, силу воздействия и вероятность неблагоприятных событий. Управление рисками для Игр Сочи 2014 было ключевым процессом, гарантирующим достижение Операционной Готовности.

 

Необходимо было соответствовать законам Олимпийской Хартии, содействовать исполнению сроков проведения Игр (исполнение сроков сдачи объектов, сроков проведения предварительных мероприятий и т.д.) и сокращению незапланированных потерь, а также обеспечить безопасность и качество функционирования объектов при проведении Мероприятий.

 

Сочи-2014 - десять лет. Как Вы думаете, какие три главные риска для Олимпийских Игр? – Погодные условия (снег), транспортный (дорога), готовность объектов. Мы были первой Олимпиадой, в которой было такое количество строительства объектов. Ранее объекты модифицировались под Игры и управлялись менеджерами из Оргкомитета и командой, которая сопровождала объекты в текущей деятельности.

 

Олимпийскую стройку позже назвали самым мощным антикризисным проектом России тех лет. На ней было задействовано 300 компаний, было создано 560 тысяч рабочих мест. МОКу были представлены три варианта строительства Дороги и транспортного плана, которые были рассмотрены, и выбранные решения реализовали в заданные сроки. Для реализации данных задач были созданы организации «Олимпстрой» и «Транспортная Дирекция».  Риски неготовности по объектам разделили с крупными компаниями, передав им право владеть объектами. Всего в процессе подготовки к Олимпийским играм было построено 380 объектов, большая часть которых относится к объектам инфраструктуры, обеспечивающим развитие города Сочи как круглогодичного курорта.

 

Проведение Олимпиады в 2014 г. в Сочи было вопросом повышения престижа России в мире, и все, что зависело от людей, делали по максимуму, так что человеческий фактор в данном случае был больше возможностями, чем негативными событиями. Такого количества волонтеров не знала ни одна Олимпиада, многие брали отпуска, чтобы оказаться полезными для такого значимого мероприятия. Например, при прибытии спортсменов в аэропорт предлагались бесплатные экскурсии волонтерами, что давало возможность распределить потоки и довести объекты до готовности. Были случаи, когда реализовывались два риска одновременно, и все складывалось как нужно. Поэтому технологический риск, когда одно из олимпийских колец «не раскрылось» на церемонии открытия, можно сказать, не считается.  В России эти кадры лишь на несколько секунд попали в эфир и были оперативно заменены кадрами с репетиции церемонии, где все снежинки раскрывались штатно. Церемонию посмотрели три миллиарда человек.

 

В Канаде, на Олимпиаде Ванкувер-2010, случился аналогичный риск, когда на церемонии открытия один из столбов так и остался под ареной и на церемонии закрытии организаторы при помощи одного клоуна весело обыграли этот момент.

 

Зимние Олимпийские игры в Санкт-Морице, который находится в Швейцарии, были только вторыми по счёту. Церемония открытия как таковая включала в себя в основном парад сборных, а развлекательная часть в том виде, в который мы знаем её сейчас, появилась гораздо позднее. Если бы сегодня на суд общественности была представлена церемония, проходившая на льду «Бадрутц Парка», она показалась бы очень и очень скромной. Но, несмотря на всё это, организаторов поджидал неприятный эксцесс: в ночь перед открытием Игр прошёл сильный снегопад, который заставил организаторов начать церемонию на полчаса позже намеченного срока из-за того, что они банально не успели очистить каток от снега.

 

Во время проведения Игр в Ванкувере были очень сильные снегопады и снег расчищали все, включая гостей Олимпиады. На одних из Игр были трудности с такси и для прессы ввели компенсацию, если ожидание такси превышает определенное время, то предлагалась бесплатная выпивка).  Так что недовольных журналистов в итоге не было.

 

Очень многое в управлении рисками зависело от отношения, бюджета и возможностей проектной команды Игр 2014.

 

Приглашаем всех желающих пополнить обсудить с коллегами эти и другие вопросы, связанные с практикой проектного управления, или пополнить ряды экспертов, готовых делиться своими знаниями и опытом, вступить в Сообщество Практиков Проектного Управленияя по ссылке.

 

Напоминаем, что на площадке канала также проводится ежедневная утренняя викторина на знание элементов компетентности, описанных в международном стандарте IPMA ICB 4, публикуется много ценной для профессионального сообщества информации.