Национальная ассоциация управления проектами с 1990 года
Национальная ассоциация управления проектами с 1990 года
Заполнить заявку
на сертификацию
IPMA-СОВНЕТ

Ваше сообщение успешно отправлено

Мы свяжемся с Вами в ближайшее время
Социальные сети:
Путеводитель по услугам Ассоциации

Автономность как фактор мотивации: практические инсайты для agile-проектов

08.09.2025

Уважаемые коллеги! Предлагаем вашему вниманию новую публикацию, размещенную в разделе «Блоги» на сайте IPMA.

 

Как люди в agile-командах могут действовать и принимать решения независимо друг от друга, и в то же время быть полностью приверженными успеху команды через самоорганизацию?

 

В своей академической работе Джудит Армбрустер, опытный Agile-коуч и исследователь, изучает именно это противоречие. Она опирается на теорию и практический опыт, полученный в ходе работы в качестве руководителя отдела кадров и коммуникаций в компании по разработке программного обеспечения. Ее докторская диссертация «Автономность как мотивационный фактор в Agile-командах» исследует многогранную природу этой концепции.

 

Вопреки распространённому мнению о том, что люди всегда стремятся к большей автономности, исследование Джудит Армбрустер показывает, что ключ к успеху кроется в правильной системе координат. Одно измерение, «автономия для обмена», подчёркивает стремление к совместному творчеству, взаимному обучению и концентрации на коллективном росте и социальном взаимодействии. Другое измерение, «автономия для обучения и работы», подчёркивает баланс между непрерывным личностным развитием и достижением результатов. Наконец, «автономия для формирования» подчёркивает креативность в чётких границах — автономность, которая позволяет людям создавать инновации, но в чётко определённых рамках и пределах.

 

Автономность считается фундаментальной психологической потребностью и ключевым фактором мотивации на рабочем месте. Развитие автономности играет важнейшую роль, особенно в agile-средах, где важны такие принципы, как самоорганизация и расширение прав и возможностей, особенно в гибких условиях. Понимание и поддержка потребности людей в автономности крайне важны для улучшения совместной работы и корректировки методов руководства таким образом, чтобы создать мотивирующую и вовлекающую рабочую среду. Армбрустер отметила, что на практике люди в agile-командах часто преуспевают, когда их автономию признают: они демонстрируют большую приверженность, более активную вовлеченность и более высокий уровень удовлетворенности работой.

 

Интересно, что исследования также показывают, что опыт автономности не всегда полностью позитивен. Хотя большинство ситуаций, описанных участниками её исследования, воспринимались как полезные, были и случаи с неоднозначными последствиями. В новых или незнакомых ситуациях, например, при выполнении незнакомых задач или вступлении в новую команду, люди могут поначалу чувствовать себя подавленными или неуверенными. Однако со временем такие трудности часто приводят к ценному опыту обучения. Это подтверждает идею о том, что настоящее развитие часто происходит за пределами зоны комфорта.

  

Еще один примечательный вывод — важнейшая роль адаптации и интеграции команды. Даже небольшие задачи с ограниченной автономностью могут быть чрезвычайно полезны для новичков, поскольку они обеспечивают первые моменты успеха. Кроме того, рутина работы в команде создает ощущение безопасности и обеспечивает бесперебойный поток информации, помогая ориентироваться и принимать решения.

 

С полным текстом публикации на английском языке можно ознакомиться в разделе «Блоги» на сайте IPMA.