Национальная ассоциация управления проектами с 1990 года
Национальная ассоциация управления проектами с 1990 года
Заполнить заявку на приобретение журнала

Ваше сообщение успешно отправлено

Мы свяжемся с Вами в ближайшее время
Социальные сети:
Путеводитель по услугам Ассоциации

Национальная стандартизация проектного управления

21.12.2012
Автор:

Российские специалисты в послед­ние годы с большим интересом изу­чают международные стандарты в области проектного управления и вполне ими довольны. В связи с чем возникла потребность в раз­работке национальных стандартов?


Сегодня в мире существует несколь­ко популярных стандартов международ­ного уровня: PMBOK, PRINCE2, IPMA ICB, Р2М и др. Особое внимание в последние годы начала уделять управлению проектами и Междуна­родная организация по стандартизации (ISO). Четыре года назад ею была создана международная рабочая группа, в которую вошли представители национальных органов по стандартиза­ции, а также представители IPMA и PMI. Я уже четыре года работаю в данном комитете в качестве представителя от России. За это время была разработана концепция стандартизации в области управления проектами и подготовлен базовый стандарт ISO 21500. Первый стандарт из этой новой серии стандар­тов Guidance on project management официально вступил в силу и был опубликован в сентябре 2012 года.


Зачем же в дополнение к междуна­родным были разработаны еще и российские стандарты? Дело в том, что перечисленные выше стандарты относятся к категории руководств — в них собран и структурирован достаточно обширный свод знаний по управлению проектами. Однако если попытаться формально применить все, что рекомендуется в данных стандар­тах, то можно завести в тупик любой проект — настолько обширны требова­ния. Эти руководства предполагают, что для практического применения менеджеры отберут и адаптируют те процессы и методы, которые примени­мы для их конкретных проектов.


Ряд крупных российских организа­ций вышли с инициативой подготовить стандарты, которые могли бы стать основой для требований к организаци­ям — участникам проектов (в частно­сти, к подрядчикам). Одним из принципов, заложенных в разрабаты­ваемые стандарты, явилась примени­мость стандартов для широкого спектра проектов без излишней бюрократизации. Стандарты достаточ­но компактные, но самые основные требования к системе управления в них зафиксированы. Теперь органи­зации — заказчики проектов могут ссылаться на стандарты, требуя от подрядчиков выполнения хотя бы базовых принципов управления проектами.


Насколько в национальных стандар­тах учтена специфика различных отраслей, в том числе ИТ-индустрии?


Одно из важных направлений развития управления проектами заключается в учете отраслевой специфики. Впрочем, даже проекты, реализуемые в одной отрасли, могут сильно различаться. Это приводит к тому, что практически ни один стандарт невозможно применить без адаптации под конкретный объект управления — проект или программу. Процессы и документы, описанные в стандарте, должны быть более четко привязаны к жизненным циклам и точкам принятия решений в проекте.


В вышедших базовых стандартах мы принципиально старались уйти от специфики отдельных видов проектов, но на базе данных стандартов можно дорабатывать и стандарты типа «руководства» под различные типы проектов. Если двигаться в этом направлении, то в стандартах надо будет достаточно глубоко описывать жизненные циклы различных типов проектов и другие их особенности.


В последнее время набирает попу­лярность «гибкий» (agile) подход к управлению проектами по созда­нию и внедрению ИТ-систем. На­шлось ли место для него в нацио­нальных стандартах?


Гибкий подход вполне годится для уникальных проектов с высокой степенью неопределенности как на уровне требований и окружения проекта, так и на уровне технологиче­ских решений — мы такие проекты называем открытыми. Для таких проектов применение управленческих технологий, жестко формализующих отношения между участниками проекта и препятствующих внесению изменений, неэффективно. Здесь как раз и нужна адаптация классических подходов. Гибкий подход — одна из таких адаптаций, не противоречащая базовым принципам классического проектного менеджмента.


Несмотря на значительную роль коммуникаций и управления изменени­ями, определение целей и планирова­ние задач никто не отменял. В нацио­нальных стандартах нет прямых требований того, что требования и план проекта не могут меняться по ходу проектов, нет привязки к каким-либо жизненным циклам, так что данные стандарты не отрицают систем управ­ления, построенных на гибком подходе.