Календарь

Эффект замены: в РФ подготовили новую стратегию индустриализации

Вы можете оперативно получать свежие новости – подпишитесь на информационную рассылку.


03.04.2020

Эффект замены: в РФ подготовили новую стратегию индустриализации

Масштабную программу индустриализации России готовит Минпромторг. Цель министерства — нарастить до 75% долю отечественных компонентов в продукции 10 ключевых отраслей производства. Это следует из проекта стратегии развития обрабатывающей промышленности на период до 2035 года. На реализацию документа только до 2024-го потребуется 3 трлн рублей. Так, компании должны будут выпустить линейку беспилотников и электромобилей, ежегодно регистрировать не менее 150 отечественных медизделий, увеличить долю российских производителей самолетов и вертолетов на мировом рынке. Однако в Минпромторге признают, что существенно расширить сбыт в условиях пандемии коронавируса, глобального спада потребления и санкций будет крайне сложно.

Форсировать переход на отечественную продукцию планируется в 19 секторах. В них вошли тяжелое, энергетическое, нефтегазовое, сельскохозяйственное, пищевое и транспортное машиностроение, производство судов, гражданских самолетов, вертолетов, станков, фармпродукции, медизделий, автомобилей, радиоэлектроники, строительно-дорожной и аэродромной техники, а также химическая, деревообрабатывающая и электротехническая и кабельная, а также легкая промышленность.

В ряде отраслей увеличить долю российских компонентов планируется по крайней мере вдвое. Например, в производстве гражданских самолетов — с нынешних 38 до 75% к 2035 году, станков — с 21 до 46%, фармацевтике — с 30,8 до 65%.

Стратегия Минпромторга предполагает увеличение доли обрабатывающей промышленности в ВВП с 14 до 17%. Для этого потребуется придать ей ускорение: объем выпуска в 2023–2025 годы будет прирастать на 4,5% ежегодно с дальнейшим снижением до 3% в 2031–2035-х. По итогам 2019-го показатель увеличился на 2,3% (2,6% в 2018 году), следует из данных Минэкономразвития. От реализации будет зависеть выполнение поручения президента выйти на темпы роста выше мировых, подчеркивается в документе.

В Минпромторге признают, что конъюнктура для рывка сложилась не самая благоприятная. Потенциал роста на внутреннем рынке ограничен недостатком оборотных средств и высокой кредитной нагрузкой предприятий, исчерпанием возможностей госзаказа, низкими доходами населения и медленным увеличением инвестиций корпораций.

В таких условиях экспорт должен стать магистральной линией развития обрабатывающей промышленности, однако на глобальном рынке также есть значительные сложности, в Минпромторге уверены. В частности, спад мировой торговли и спроса, который и так был неизбежен, резко ускорился из-за коронавируса, говорится в проекте стратегии. Кроме того, продажам российской продукции препятствуют санкции США и ЕС, экономический национализм государств и так далее.

В сложившихся обстоятельствах невозможно ориентироваться на традиционные товары российского промышленного экспорта, подчеркивается в стратегии Минпромторга. Поэтому в следующие 15 лет планируется сосредоточиться на расширении доли на формирующихся рынках инновационной продукции и новых географических направлениях.

Исходя из этого, установлены и ключевые задачи стратегии: увеличить долю организаций, постоянно внедряющих инновации, до 50% от их общего числа, повысить уровень затрат на внедрение цифровых технологий до 5,1% от валовой добавленной стоимости, а также нарастить экспорт промпродукции до $205 млрд в год.

Подробнее – на сайте «Известий»


Возврат к списку